Часть двенадцатая
Казалось, тягостным холодным дням зимы 1942 года не будет конца. Но вот, со второй половины марта, начали увеличивать норму выдачи хлеба.
Однако, в апреле 1942 года, ленинградцев ждало ещё одно испытание.
В 1942 году Пасха была очень ранней. Весь день 4 апреля 1942 года шёл, с перерывами, обстрел города. А непосредственно в пасхальную ночь с 4 на 5 апреля город подвергся самой жестокой бомбардировке, в которой участвовали 132 самолёта. Фашистские самолеты не только сбрасывали на него бомбы, но и обстреливали на бреющем полёте из пулемётов. В храмах прошли пасхальные заутрени: под грохот разрывов снарядов и разбиваемых стёкол.
Митрополит Алексий (Симанский) подчеркнул в своём пасхальном послании, что 5 апреля 1942 года исполнялось 700 лет со дня Ледового побоища, в котором Александр Невский одержал победу над немецким войском. Именно к этой дате гитлеровцы приурочили особенно яростный налёт на Ленинград. Потомки немецких рыцарей не забыли страшного поражения, которое потерпели тевтонцы от русского войска во главе с Александром Невским. И в день 700-летней годовщины устроили настоящий ад. Старались стереть с лица земли один из самых красивых городов мира.
Будете в Петербурге, осмотрите внимательно колонны Исаакиевского собора. Они тоже изранены осколками снарядов, как и знаменитые атланты Эрмитажа.
Дом, в котором жили Вера с мамой, дрожал от взрывов. Соседние дома рушились, а мать с дочерью обнявшись, ждали попадания снаряда в их дом, решив погибнуть вместе. Но бомба попала в дом напротив. Однако, Вера чуть не погибла от отравления угарным газом: от разрыва бомбы, огромный дом содрогнулся, и скопившийся за зиму в дымоходах угар, спустился в квартиры.
Это сильно напугало маму Веры, Александру Ивановну. Не желавшая до этого момента оставлять свой город, она приняла решение эвакуироваться. И начался страшный исход из города.
Пешком они кое-как добрались до железнодорожного вокзала, оттуда поезд уходил к Ладожскому озеру. На вокзале всем уезжающим выдавали паёк – буханку хлеба на человека.
Но когда началась посадка в вагоны, стало ясно, что им, ослабевшим от голода, не суметь сесть в поезд в страшной давке. Дело в том, что лёд на Ладоге уже таял, поезд был одним из последних. Отчаявшихся людей охватила паника.
Люди бежали к вагонам, отталкивая друг друга. Александре Ивановне удалось ухватиться за столб и втащить Веру на чемодан. Иначе бы их затоптали в давке. Тогда мама отдала одну драгоценную буханку хлеба проводнице за то, чтобы та посадила их к себе в вагон.
А дальше – страшный путь в грузовиках через Ладогу. Немцы, разумеется, знали о существовании ледяной дороги, поэтому регулярно бомбили ледяную трассу, она вся была в воронках. Лёд таял и колёса полуторок наполовину были в воде. И по колено в этом месиве из снега и воды стояли солдаты и вчерашние школьницы, совсем молодые девочки - регулировщицы, которые в лютый мороз и под бомбардировками не давали шоферам сбиться с пути. Без них Дорога Жизни просто не могла бы функционировать.
Подписывайтесь на канал, пишите отзывы и пожелания.