Байкпакинг стремительно набирает моду и, казалось бы, что туринг - пережиток прошлого. Отнють, это инструменты решения разных туристических задач, и в этой статье разберем, каких именно.
Данные классы я предлагаю рассматривать как крайние состояния в пространстве велотуризма с огромным количеством оттенков и полутонов между ними. Определимся сперва в терминологии.
В левом углу туринг
Академический пример туринга удобно объяснить на модели ниже:
Голландцы из Koga специализируются на укомплектовке бричек для так называемых "кругосветок". Данный тип велосипедов предполагает:
- Треккинговую раму с расслабленной, похожей на мтб, посадку и прямым рулем;
- Полные брызговики;
- Передний и задний фонари, подключенные к динамовтулке в переднем колесе, а также выход USB для зарядки стаффа в концевике рулевой трубы;
- За ездоками кругосветок замечена мода ездить без велотрусов и выбирать кожаные седла аля Brooks B17. Такое со временем "промнется" под жёпку и вполне может стать тем незаменимым седалищем среди прочих альтернатив;
- В ультимативном варианте на туринг-бричку ставят ременной привод и заднюю планетарную втулку Rohloff. Данное сочетание обеспечивает непревзойденную надежность привода и почти полное отсутствие необходимости обслуживания при сохранении нужного набора передач, чуть большем весе и, естественно, конском ценнике;
- Передний багажник, так называемый "лоурайдер" (аля Tubus Tara), для размещения двух боковых сумок (panniers), по 12л каждая, максимально близко к земле для занижения центра тяжести;
- Задний багажник. На нем располагаются 2 пенниерса побольше - по 20л. Дополнительно сверху есть возможность поставить баул (типа Ortlieb Rack-Pack на 24л);
- Нарульный бардачок где-то на 6л;
- Колеса на 36 спиц, чтобы не лопались от тяжестей;
- Подножка - не зашквар;
- Амортизационные вилки - ну такое.
Итого перевозимый объем можно раскачать аж до почти 95л, с таким хоть складной ангар вези с собой.
В правом углу байкпакинг
Академический байкпакинг не предполагает каких-либо металлических конструкций для крепления сумок. Все они пристегиваются, что позволяет им подходить на практически любой вид велосипеда.
Усредненный байкпакинг включает:
- Гравийную, более шоссейную, по сравнению с турингом, раму со средне-спортивной посадкой. Хорошее решение - укомплектовать кокпит рулем-лежаком для достижения максимально расслабленной позиции и наилучшей аэродинамики на перегонах;
- Использование шоссейной велоформы и жестких спортивных седел;
- Внутрирамную сумку-селедку (Apidura Expedition Frame Pack от 3 до 6.5л);
- Подседельный баул (Apidura Expedition Saddle Pack от 9 до 17л);
- Нарульный баул (Apidura Expedition Handlebar Pack от 9 до 14л);
- Подножка - зашквар, а крылья не приветствуются.
Такой стартовый набор сумок позволяет распихать до 40л барахлишка, что в 2 раза меньше туринга.
Фантазеров в байкпакинге большинство, и сумки придумываются на все мыслимые и немыслимые места, лишь бы добавить дополнительный заветный литр объема.
Отдельным пунктом упомяну эникейджы. Это набирающие популярность подставки, вкручивающиеся в бонки вилки, на которые обычно ставят громоздкие бутыли или гермосумки, фиксируя стропами.
Нельзя также рассказать про байкпакинг, не упомянув прекрасные стропы, которыми при желании приматывается все и везде. Данный девайс показывает, что в велотуризме нет правил, хоть веревкой приматывай топор к раме.
Так что лучше?
Байкпакинг идеально подходит для относительно спортивного преодоления расстояний, ведь сэкономленный вес должен позволять двигаться быстрее. Байкпак прекрасен для длительных ультрадистанс-марафонов самообеспечения, как Tour Divide и Transcontinental Race. Он предполагает более легкое, технологичное, дорогое внаряжение и готовность страдать, дабы быстрее доехать до теплого места. Сумки можно прицепить хоть на двухподвес, они достаточно универсальны. Причем даже в России есть круг умельцев, шьющих подобные сумки на заказ под твой конкретный велосипед, этих ребят легко нагуглить.
В то время как туринг позволяет более-менее полноценно проехать N дней полной автономки, медленно, но верно, как мул. Можешь посмотреть в качестве примера ютуб-блог CyclingTips австралийца Али Дэнхама, где он годами колесит насквозь Южную Америку. Пенниерсы для туринга тяжелее, надежнее, лучше противостоят воде и более удобны в ежедневном складывании/раскладывании вещей, но отдельная песня - разбирать и собирать брызговики с багажниками перед паковкой в самолет. А еще, если собирать туринг самому, то необходимо будет танцевать с бубном, находя подходящие друг другу комплекты рама-багажник, что не всегда очевидно, и об этом стоит думать заранее. Посему топовые производители предлагают готовые туринг-сборки, например, Bombtrack Arise Tour, Salsa Marrakesh, Koga Worldtraveller
Оттенки между
Ценники полного комплекта для туринга и байкпака примерно сопоставимы, поэтому нужно концентрироваться на определении своего круга велосипедных задач. Прекрасные возможности предоставляет совмещение любых элементов из двух описанных вселенных. Распространенная практика - использовать передний багажник с пенниерсами и подседельный баул, собрав преимущества и недостатки обоих лагерей.
Туринг твоего бати
Неслучайно прошаренные ребята стараются ставить именно передний багажник и загружать больше веса на переднее колесо. Это положительно сказывается на развесовке и управляемости.
Велоштаны на задний багажник сейчас - это пример дурновкусия и скверный душок двутысячных. Конечно, если стоит выбор: ехать, на чем есть, или дома сидеть - лучше как-нибудь, чем никак. Но важно понимать, что подобная развесовка загружает заднее колесо процентов на 90 (большая часть веса ездока + весь багаж) и опрокинет тебя при любом удобном случае. Единственное преимущество - дешевизна как штанов, так и говномтбшки, на которой он стоит.
Рандоннер бэгз?
Отдельно хочу рассказать про стильные хипстерские сумочки, тотально нераспространенные в России, которые я буду называть рандоннерскими, хотя, строго говоря, названия у них нет. Передняя ставиться на мини-багажник-платформу (или вешается на руль), задняя может висеть под седлом или для стабильности ставиться на специальный металлический держак (Carradice Bagman QR Support-Expedition). Такие сумки обычно сделаны из канваса и имеют примерно никакую влагозащищенность, зато тотально раздают стиля.
А здесь статья про выбор первого гравийного байка.
Есть вопрос? Отвечу ↓