Тот факт, что те, кто уже в первые годы своей жизни проявляют бесспорное послушание, также в дальнейшем, скорее всего, будут характеризоваться низкой энергичностью и пассивностью, но это редко приходит на ум родителям.
Даже родители, которые знают об этих связях, склонны отмахиваться от них, потому что о хорошо воспитанных детях легко заботиться, комфортно и, прежде всего, презентабельно.
Они являются прекрасным средством для того, чтобы заставить друзей и родственников завидовать. Если у вас есть послушные дети, вас считают способным педагогом, и к вам обратятся за советом другие.
Слишком легко забыть, что дети, не сопротивляющиеся родителям, не имеют важного социального опыта, который им срочно необходим в дальнейшей жизни, чтобы утвердиться в нашем конкурентном обществе. Чтобы стать независимыми, узнать и реализовать свои собственные интересы, они должны сначала научиться противостоять тем, кто их окружает.
А это, прежде всего, родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, а возможно, и воспитатели из детского сада. Если ребенок позже сможет успешно защитить себя от конкурентов, босса или даже доминирующих личностей из круга друзей, ему необходимо дать возможность испытать свою сопротивляемость.
Когда дети испытывают это противоречие, ссоры и крики наказываются домашним арестом, лишением родительской опеки или даже избиениями, они привыкают избегать открытых конфликтов. Даже будучи взрослыми, они будут продолжать избегать конфронтации и в то же время сердиться на то, что им не удастся исполнить свои желания, как более другим счастливым современникам.
Мы все несем такие тяготы с самого детства. Субъективно, то есть в нашем сознании, последствия проявляются в нескольких формах:
- · Как запреты. Никто не смеет подходить к незнакомцам и вовлекать их в разговор. Другой слишком вежлив, чтобы сказать громкое "нет" своему соседу, который постоянно просит его позаботиться о своих цветах, домашних животных или детях. Третьего привлекает человек противоположного пола, но он не осмеливается признаться ей в своих чувствах. Вряд ли кто-то из них помнит, как родители наказывали его, когда он вмешивался в их разговор или когда он реагировал на некоторые их требования вызывающим "нет". Даже их пренебрежительная реакция на внезапные всплески эмоций давно забыта. Только в уклонении от подобных ситуаций их прежнее поведение все еще присутствует.
- · Как бы ты ни стеснялся, нужно рискнуть. Лишь немногие из нас познакомились с реальными опасностями в нашей жизни. Вряд ли кто-нибудь когда-нибудь на самом деле рисковал своей жизнью. Тем не менее, мы опасаемся всевозможных катастроф и стараемся принимать меры предосторожности. Крупный сектор бизнеса, страховая индустрия, процветает за счет нашей потребности в безопасности. При установке в наших домах систем сигнализации и взломозащищенных окон и дверей мы сводим риск ограбления к минимуму. Однако мы никогда не узнаем, был ли оправдан наш страх, залез бы когда-нибудь негодяй в наше окно без этих дорогостоящих систем. Но в то время как мы можем ссылаться на статистику и правила страховых компаний при обеспечении безопасности наших домов и автомобилей, мы зависим от предположений, когда имеем дело с другими людьми. Те, кто боится открыто говорить своим ближним о том, что они думают, никогда не узнают, злятся ли они, страдают или даже благодарны. И он никогда не научится сражаться успешно и справедливо в одно и то же время.
- · Как комплексы неполноценности. Каждое наказание - удар по самоуверенности ребенка. Вначале ребенок с непредвзятым любопытством смотрит на своих ближних. Он задаёт много вопросов и выражает свои пожелания, не задумываясь заранее о том, имеет ли он на это право или нет. Родители вмешиваются в стремление детей к исследованиям, вводя ограничения: "Не будьте такими дерзкими! - "Не делай этого!" - "Не беспокой папу!" Дети замечают из этих ответов, что их не полностью принимают. Они усваивают ощущение неадекватности. Альфред Адлер, один из самых выдающихся учеников Зигмунда Фрейда, уже знал, что мы, люди, склонны компенсировать возникающее сомнение в себе - либо приобретая навыки выше среднего в специальной области, либо пытаясь скрыть неуверенность в себе через профессиональный рост или политическую карьеру. Побег в невроз также может быть способом справиться с комплексами неполноценности.
Несмотря на то, что у детей можно отнять открытое выражение противоречия, у них есть много способов выразить его косвенным образом. Тот, кто когда-либо наблюдал, как дети, считая себя незамеченными, внезапно бросают в истерике куклы или пластиковые машины, получит возможность заглянуть в бездны, скрывающиеся в душе ребенка.
Другие учатся оправдывать свои желания нытьем, дуться и скулить. Также тревожными сигналами могут быть общая незаинтересованность в школе или легкая восприимчивость к заболеваниям, несмотря на нормальное телосложение.
Продолжение следует….