— Почему ты решил попробовать себя в роли обсервера? Были какие-то предпосылки в детстве?
— Тяга была всегда, мне нравилось писать, нравилось выступать, дискутировать публично и т. д. Предпосылки были, но мне всегда было очень важно, чтобы тема, на которую я дискутирую, была мне интересна.
— Значит, на тот момент SC был тебе наиболее интересен?
— Наиболее — не знаю, мне редко когда эксклюзивно интересно что-то одно. Но киберспортивный StarCraft: Brood War был одной из самых волнующих и интересующих меня тем. *улыбается*
— Ты был игроком, то есть совмещал карьеру игрока и комментатора?
— Я был умеренно сильным игроком на любительском уровне, амбиций профессионально играть у меня никогда не было.
— Когда ты начинал, мне кажется, требования к обсерверам были намного ниже нынешних. Ты чувствуешь, как меняется киберспортивная медиасреда?
— Ну, конечно, она меняется. Я так могу сказать — тут, наверное, дело не в деньгах, времени или чем-либо ресурсном, а скорее в системе принципов, по которым работает команда. Еще в 2010–2011 на sc2tv уровень комментирования был намного выше, чем на многих современных русскоязычных турнирах. Так, наверное. Но в целом крутых комментаторов, интервьюеров, ведущих и т. д. стало намного больше.
— Русскоязычных турнирах именно по SC или вообще?
— В целом. По SC/SC2 все очень деградировало со временем.
— Как раз хотела подойти к причинам перехода в LoL. Но сначала... Что же это все-таки был за портал, на котором ты писал? Мне удалось найти несколько старых интервью 2010 года, но все, что было раньше этого, покрыто завесой тайны.
— Дык я начал то ли в 2009, то ли в конце 2008. Там особо ничего и не было. В те времена одно-два интервью в месяц — это максимум был. Как-то так. *улыбается*
— Итак, долгое время ты кастил первый StarCraft. Как ты сам говорил — «до последнего». Чем принципиально отличалась первая часть от второй для тебя как для комментатора?
— Киберспортсмены в первом StarCraft были для меня как будто людьми из космоса — настолько много всего они успевали, так быстро думали, так офигенно кликали, что я понять не мог, как они успевают столько кликать, а я даже видеть не успеваю всего этого. В SC2 для меня все стало намного однообразнее и менее впечатляюще, что ли.
— Старкрафтеры вообще «ударники труда». Гуляет такое мнение, что первый StarCraft долгое время считался одной из самых сложных игр в своем жанре.
— Он, честно говоря, до сих пор ей и остается, на мой взгляд.
— В 2013 году ты ощутил, что второй SC все же не твоё, и перешел в LoL. Уход в инактив показался тебе настолько скучным вариантом, что ты был готов вспахать новую дисциплину, лишь бы продолжить заниматься комментированием?
— Нет, я рассматривал две опции — попробовать что-то новое или уйти в ирл. Опция попробовать что-то новое оказалась достаточно интересной, чтобы меня затянула, в итоге я остался.
— А почему именно LoL?
— Ну, тогда опций было не так много. Либо CS, либо Dota, либо LoL. CS был очень далек — шутеры, все дела. В Dota было уже достаточно сложено все, чтобы на тот момент пытаться врываться и что-то там менять. В итоге пошел в LoL.
— Повлияло ли то, что тебя признали лучшим в дисциплине, на желание попробовать что-то новое? Мол, «тут я добился всего, чего хотел, пора покорять новые вершины»?
— Конечно, нет. Ну, я в целом, наверное, был самым популярным комментатором в СНГ LoL до 2018 года, где еще и Юра довольно активно ворвался и начал завоевывать популярность. Не думаю, что в 2015, 16 или 17 годах были бы другие результаты голосования, просто не так много других комментаторов в СНГ. Быть самым популярным — это вообще же ни о чем не говорит и ничего не дает.
— А как же самоощуение? Признание публики разве не влияет?
— Ну, влияет, конечно, но оно может как дать баффом, так и испортить тебя *смеется*. Так что все довольно индивидуально, на мой взгляд.
— Кстати об этом, всю свою карьеру ты завоевываешь сердца аудитории. Целиком. Не устаешь от такой ответственности?
— Да не особо, от ответственности я не устаю вообще *улыбается*. Устаю от работы или неуспехов.
— А от внимания не устаешь? Ведь постоянное общение с аудиторией тоже в своем роде работа.
— Наоборот, заряжаюсь положительными эмоциями. Ну, не всегда, но подавляющее большинство времени это приятно и замечательно.
— Тогда такой вопрос: какой переход потребовал больше сил — из SC2 в LoL или из LoL в Dota2?
— Из SC2 в LoL было намного сложнее. SC2 и LoL были намного дальше как игры, чем LoL и Dota.
— Что самое сложное в переходе в новую дисциплину? Изучить большой объем материала или понравиться аудитории?
— Ты не делаешь ничего, чтобы «понравиться аудитории». Ты делаешь свою работу и надеешься, что она кому-либо понравится. Изучение объема нового материала, пережить троллинг/критику за ошибки, адаптироваться к новым коллегам/реалиям/правилам эфира. Много чего нового, не только игра новая сама по себе.
— Кстати об адаптации. После KL MAJOR ты рассуждал, стоит ли оставить в своей речи фразы, перенесенные из LoL («падать в Аегис», «делать Рошана»). Я этих фраз за год не слышала ни разу, почему ты решил отказаться от них?
— Я начал их использоваение уменьшать, потому что их было многовато. В итоге пока уменьшал, они вообще ушли.
— Что ты знал о Dota 2 до того, как перешел в Maincast?
— Ну, смотрел за ней со стороны, наблюдал за работой талантов, игроков, студий. Мифам я не верю, предрассудки в голову не пускаю. Предпочитаю сначала всё увидеть своими глазами и подумать своей головой, а потом делать выводы какие-то. В первые полгода работы появилось много мыслей, ощущений и т. д., которые уже трансформировались впоследствии.
— Ты говорил, что подготовка к матчам занимала у тебя по 4–6 часов каждый вечер, что ты успевал запомнить за это время? Обращал ли внимание на зазубривание имен?
— Там в том числе были всякие приколы типа чтения «Википедии» по «Доте» о взаимодействии разных механик с разными механиками, история противостояний и успехов команд/игроков за последние несколько лет и т. д. Запоминаю всё, что успевается, честно говоря, специально ничего не зубрю, хотя сейчас вот думаю, что мб и не помешало бы.
— Ты говорил, что GOBLAK для тебя — один из самых лучших сокастеров. А какой он, твой идеальный сокастер?
— Умный, шарящий в «Доте», понимающий, что он работает на аудиторию и делает шоу. В принципе, моя работа как кастера — постараться раскрыть моего сокастера так, чтобы он выглядел идеальным: если я буду работать так себе, он никогда не сможет раскрыться на максимум.
— Ну и напоследок, в чем же секрет такой успешной интеграции в коллектив? Не каждому позволят в глаза бить «старичков» студии током.
— Не знаю, это вопрос к коллективу, наверное. Возможно, я изначально поставил себя грамотно и не лез со своим уставом в чужой монастырь, но и душить себя не позволял. В итоге довольно быстро ко мне стали относиться как к равному. Но здесь тоже еще очень много и далеко есть куда расти и развиваться.
БЛИЦ:
Комментатор или ведущий студии? — И то, и то.
Скучные, но дневные матчи, или интересные, но ночные? — Для меня сейчас — наверное, дневные. Для идеального профессионального кастера — всё равно.
Игра под музыку или в тишине? — Под музыку.
Смешные видеоподборки с тобой или видео с котиками? — Смешные видеоподборки со мной и котиками.
Алоха или Сашка Хвост? — Хвост