Во всех своих обзорах я привожу маркетинговые пирамиды ароматов с перечислением верхних, средних и базовых нот. Рассказываю, какие из этих нот я слышу в аромате наиболее явно, и какие запахи улавливаю помимо указанных в пирамиде. Иногда добавляю образы и ассоциации, возникающие при вдыхании того или иного аромата - и в этом суть парфюмерного обзора.
Но что же такое эти самые #парфюмерные ноты ?
Линия, пирамида… додекаэдр?
Пожалуй, начать стоит с того, что пирамида таковой называется достаточно условно. Почему начальный блок всегда изображается небольшим, а база – широкой? И почему пирамида поделена всего на три блока, а не на шесть или двенадцать?
На самом же деле звучание аромата не состоит из трех частей. При нанесении аромата на кожу или блоттер, мы ощущаем всю композицию целиком, включая самые тяжелые ноты базы. А не звучит это какофонией из-за интенсивности звучания одних компонентов и пассивности других. Каждое вещество, использованное в композиции, испаряется со своей индивидуальной скоростью. Они не испаряются целыми блоками, всё происходит постепенно. И определить границы между началом, серединой и концом практически невозможно.
Так, в самом начале мы слышим всю композицию. Улетучиваясь, начальные нотки освобождают место в нашем ольфактивном восприятии для следующих компонентов и так далее, пока не останутся самые тяжелые, которые мы слышим в конце игры.
Так правильно ли изображают маркетологи этот треугольник (по какой-то причине именуемый объемной фигурой - пирамидой): вершиной вверх? Может правильнее вершиной вниз? А если визуализировать звучание какого-либо моноаромата, то можно представить себе просто линию.
Теперь о нотах
Важно сразу пояснить, что ноты это не состав парфюма, не перечень ингредиентов. Перечень ингредиентов можно увидеть в графе «состав» на коробке. Парфюмерные ноты придуманы прежде всего маркетологами, а позже стали использоваться для работы эвалюатора. Парфюмерия в основном состоит из сложных химических соединений, которые имитируют те или иные запахи.
Парфюмерные ноты – это подсказка, «костыль» для нашего мозга, который в процессе эволюции стал плохо различать запахи (не самая нужная функция организма современного человека).
Нота – это ольфакторная иллюзия или образ, возникающий при восприятии запаха тех или иных ингредиентов парфюмерной композиции. Не стоит полагать, что одна нота состоит из одного ингредиента, всё намного сложнее: например, для одной ноты лаванды может быть использовано более 300 различных молекул «лаванды», из которых парфюмер и собирает свою уникальную лаванду.
Впрочем, и в реальной жизни, естественные ароматы, которые принято называть одним именем, могут быть очень разными. Пойдите в розарий, понюхайте розы. Каждый сорт имеет свой оттенок запаха, ароматы могут оказаться настолько разными, что Вы удивитесь! И даже цветки на одном кусте могут пахнуть по-разному.
В итоге, даже если Вы умеете различать отдельные ноты в парфюмерной композиции, это не поможет Вам в будущем в точности понять, как звучит тот или иной аромат, просто взглянув на его пирамиду.
К тому же ноты воспринимаются нами крайне субъективно. У кого-то аносмия, у кого-то макросмия на какие-либо вещества. Нужны ли тогда парфюмерные ноты вообще? Или они только мешают нашему субъективному восприятию аромата как целостной композиции?
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу, мне будет интересно узнать и порассуждать вместе с Вами)
Спасибо, что Вы со мной. Не забудьте поставить лайк и подписаться, если статья Вам понравилась)