С 2011 года в мире отмечается Международный день джаза, инициированный Генеральной конференцией ЮНЕСКО. И сегодня, 30 апреля, мы хотим поздравить всех наших читателей, а также всех любителей джаза и музыки в целом. В этот день хочется вспомнить те произведения, без которых немыслима история джаза, хотя, конечно же, у каждого свои предпочтения, свои рейтинги в голове, свои ассоциации с каждым запомнившимся мотивом или ритмом, свои любимчики среди исполнителей, свои представления о том, что в наибольшей степени оказало воздействие на развитие джаза, как музыкального направления и культурного феномена.
1. Что до меня, то, если бы я был режиссером, снимавшим фильм о джазе, то непременно бы в начале поставил бы песню What a Wonderful World! В исполнении Луи Армстронга. Как сейчас вижу красный конверт пластинки, выпущенной у нас фирмой «Мелодия» в 1978 году, на котором шоколадный Луи берет очередную ноту на своей волшебной трубе. Однако не только его труба оказала на меня и на сотни тысяч людей во всем мире такое магическое действие, но голос, узнать который среди многих других не представляет труда для любого, кто не лишён слуха. Не случайно известный музыковед и летописец джаза Джеймс Л. Коллиер называет его гений безоговорочным. Но в этой композиции мы не увидим, ни новаторство Армстронга, ни его солирующий инструмент. Это просто баллада умудренного опытом, всё повидавшего и всепрощающего отца, который знает толк в том, что делает и о чём поёт. Он покинет этот бренный «вандефул» мир через 4 года после записи What a Wonderful World!, которая, как свидетельствует история, была написана Бобом Тиэлом и Джорджем Вайсом для другого джазмена. Но всё же первым исполнителем стал Луи Армстронг, который сделал её известной и любимой на многие годы.
2. Caravan. Может быть, в определенный период времени самая популярная в нашей стране джазовая мелодия, усилиями Виктора Кнушевицкого, Эдди Рознера и других руководителей джазовых оркестров в СССР, растиражированная до статуса шлягера. Показательно, что во многих англоязычных статьях и энциклопедических справках о Дюке Эллингтоне, написавшем эту композицию в соавторстве с тромбонистом своего оркестра Хуаном Тизолом, упоминаний о «Караване» нет. Creole Rhapsody, Cotton Tail, Mood Indigo, Ko-Ko - принесли ему и его музыкантам всемирную известность, но именно «Караван», на мой взгляд, сделал его популярность именно у нас в стране поистине колоссальной. Чуть позже к композиции был написан текст, который в дальнейшем исполняли и Элла Фицджеральд, и Нэт Кинг Коул, а гений Эллингтон позволил из достаточно простой мелодии сделать шедевр, благодаря использованию его фирменных приемов: владению гармоническим диссонансом, использованию колористики различных инструментов и контрастной смене мажора и минора.
3. Take five Дейва Брубека многие ценят именно как пример импровизации в несвойственном до определенного времени в истории джаза размере 5/4, тогда как в обычной практике было не выходить за 4/4. Сам Брубек говорил, что ему вначале даже приходилось отстукивать метр, чтобы не разойтись. «Теперь это кажется элементарным – молодежь импровизирует на три вторых и в других сложных размерах». Конец цитаты. Мне же Take five импонирует уже не раз упоминавшейся в моих рассуждениях скрытой, как бы сдерживаемой до поры до времени энергией. Она таится в монотонных клавишных аккордах, вкрадчивой перекличке ударных, пока не вскрикивает саксофон Пола Дезмонда, который, кстати, был автором этой композиции. Вскрикивает, чтобы тут же вновь уйти в «подполье». И так уже 60 лет… Мелодия использовалась более чем в 10 кинофильмах, и, что интересно, почти половина снята была в советское время на киностудиях нашей страны.
Также Вам может быть интересно: 7 джазовых музыкантов, которые умерли молодыми
4. Но рекордсменом по количеству интерпретаций, обойдя даже битловскую Yesterday, во что трудно поверить, считается ария из оперы «Порги и Бесс», Джорджа Гершвина. Вы, конечно же, догадались уже, что это знаменитая Summertime. Кто только не исполнял ее от Эллы Фицджеральд до Дженис Джоплин, от Чарли Паркера до Майлса Дэвиса. Можно слушать и не переставать восхищаться всеми без исключения исполнениями, однако, если выбирать одну единственную, я бы рекомендовал версию неподражаемой Билли Холидей.
5. Если Гершвин только стилизовал свою композицию под спиричуэлс (что нисколько не умаляет ее ценность для истинных меломанов), то следующая строчка нашего небольшого хит-парада безоговорочно отдается St. Louis Blues («Сент-Луис Блюз», композитор Уильям Хэнди), в котором аутентичность негритянских корней блюзовой, а значит и джазовой музыки, особенно ярко выражены в исполнении Бесси Смит. Многие, может быть, поспорят со мной, считая, что певица была ближе к европейской традиции, но я уверен, что её биография (особенно детство, проведенное в традициях американского Юга, баптистской церкви и набиравшего популярность рэгтайма) должно-таки перевешивать влияние «белой» музыки. Сомневающиеся могут послушать и составить своё собственное мнение!
Нет, все же в моем собственном фильме о джазе, я бы поместил What a Wonderful World! не в начале, а в конце, на финальных титрах. Ведь джаз – это действительно чудесный мир, объединяющий миллионы людей на всем земном шаре, независимо от цвета кожи, вероисповедания, рода занятий, знания или незнания музыкальной грамоты. С Днем джаза вас, друзья!
С уважением, любитель качественной музыки и музыкальный обозреватель Академ Джаз Клуба - Боря Ленц.
Ставьте пальчики вверх, чтобы мы видели, что Вам понравилось!