Писатель из Норвегии Карл Ове Кнаусгаард - самый последний экспорт особенно скандинавского выражения личной борьбы. Этот дух сопротивления более крупным общественно-политическим силам, в сочетании с индивидуальной уязвимостью, стал скандинавским товарным знаком. Это особенно заметно в недавних криминальных телевизионных драмах, таких как «Убийство» и «Мост».
В большинстве американских криминальных драм уязвимость существует, но ее нужно преодолеть. В скандинавском повествовании, напротив, уязвимость подчеркивается как то, что делает героя лучшим следователем или детективом по расследованию убийств.
Популярная датская криминальная драма «Убийство» в главной роли Софи Гробёль в роли Сары Лунд также сплетает множество историй вокруг своего основного повествования. Это дает представление обо всей семье убитой жертвы, а также о политике датского общества. Лунд демонстрирует одинаковые показатели силы и уязвимости.
Верный своему имени главного героя, мост предлагает сложную сеть историй. Даже когда один аспект преступления раскрыт, появляется множество других взаимосвязанных историй.
Оттягивание смерти через повествование
Как и в криминальной фантастике, мертвое тело также находится в центре продолжающегося автобиографического проекта Кнаусгарда "Моя борьба". Отец автора умер медленной алкогольной смертью. Эта серия началась в результате усилий Кнаусгаарда освободиться от влияния своего жестокого отца.
Помимо документирования его борьбы, сама книга встретила большое противодействие из-за характера его разоблачений. Эти аргументы также в конечном итоге включаются в более поздние Тома.
Моя борьба начинается в 2008 году, через десять лет после смерти отца. Чувствуя симптомы надвигающегося кризиса среднего возраста, Кнаусгард боялся, что пойдет по стопам отца.
Вместо того чтобы просто смириться со своей судьбой, Кнаусгард выбрал гораздо более сложный вариант. Он взял на себя труд описать свое затруднительное положение. Никогда не осуждая своего отца, он не щадит ни одной детали. Неустанно давая голос своей борьбе, он как бы задерживает смерть на 3600 страницах. Кнаусгард-это скандинавская Шахерезада, которая продлила свою жизнь, подсадив короля на истории.
Моя борьба получила большое признание в Скандинавии и в англоязычном мире. Первые три тома, доступные в настоящее время в английском переводе, возглавили списки бестселлеров в США и Великобритании. Четвертый том будет выпущен в апреле этого года.
Прозаический стиль кнаусгарда впечатляет на уровне деталей. Там, где столетие назад Пруст прославился тем, что с поразительной точностью передал опыт поедания печенья, Кнаусгард делает то же самое, описывая, казалось бы, обыденные события: высадку в детском саду, посещение туалета, прохождение облаков.
Суть этой борьбы становится очевидной в шестом и последнем томе книги. Этот том (я читал его в шведском переводе) включает в себя 400-страничное эссе о гитлеровской "Майн Кампф" (Моя борьба опубликована как "Мин Камп" на норвежском языке), а также несколько пространных теоретических размышлений о роли литературы сегодня. То, что возникает, является мощным ответом на преобладающие академические представления о себе как о продукте своего окружения, а не как о самостоятельном агенте.
Героизм проекта Кнаусгарда заключается в том, что он сопротивляется этому теоретическому изречению. В моей борьбе субъективная свобода воли радикально выдвигается на первый план в том, как она сопротивляется судьбе. Смерть для Кнаусгарда становится синонимом той легкости, с которой люди погружаются в созданную ими социальную среду.
Смерть означает слияние с потребительскими объектами, робкое следование модным идеологиям, сдачу, потерю своей идентичности. “Я " кнаусгарда отказывается подчиняться этому давлению.
Скандинавское отношение
Что общего между Кнаусгаардом и женщинами-следователями на мосту и убийством?
Сага и Сара разгадывают сложные схемы преступлений, пытаясь проникнуть под кожу преступников и думать, как они. Точно так же кнаусгард выводит своих недоброжелателей на новые высоты, подвергая их сомнению.
В конечном счете, то, что они разделяют, - это способность видеть свою собственную уязвимость, отраженную в их противниках. Вместо того чтобы пытаться распутать жизненные сложности, скандинавский дух борьбы нагромождает их, как плотно вязаная пряжа в джемпере Сары Лунд.
Привлекательность этих скандинавских версий конфликта заключается в том, что они отказываются от легких решений неразрешимых проблем. Они привлекают аудиторию по всему миру, потому что они не предлагают черно-белый взгляд на мир. Скорее, они предлагают более тонкие точки зрения и, следовательно, больше человечности.