Найти тему
Леди book

Виктор Пелевин "Искусство лёгких касаний".

Оглавление

Книга дня: Искусство лёгких касаний
Автор: Виктор Пелевин
Рубрика: современная литература
Издательство: ЭКСМО
Страниц: 416

Книга разбита на две части: первая называется "Сатурн почти не виден", а вторая "Бой после победы". В первой представлены две истории религиозно-политического характера, вторая часть – это небольшое приключение героев из "Тайных видов на гору Фудзи".

Улыбаюсь. Потому что понравилось :)
Улыбаюсь. Потому что понравилось :)

1. Иакинф.

Первая история называется "Иакинф", длится она 130 страниц и рассказывает нам о путешествии в горах четырех молодых людей, которых, по словам автора, связывает только молодость и трекинг – пешие прогулки по горам. Приключение у ребят получилось увлекательное и интересное, а для них, наверное, совсем неожиданное, но вроде бы счастливое.

Конец казался предсказуемым достаточно рано, поэтому чем ближе он становился, тем больше я ждала чего-то неожиданного, метафорического и ужасного, как это обычно бывает. Но всё осталось в рамках ожиданий. Мне история понравилась полностью: от сюжета до морали. Какая мораль? У каждого она может быть своя. А если скажу, запрограммирую вас на поиск моей версии. Не буду😉

2. Искусство лёгких касаний.

Дальше идёт роман "Искусство лёгких касаний" (ИЛК). Здесь читатель встречается с саркастичным разоблачением современных писателей типа Акунин и Дэна Брауна. Возможно, кого-то ещё можно приписать к числу детективщиков, которые мнят себя серьезными историками, но это те, которых я знаю не понаслышке и узнаю в высокомерных рассуждениях автора. К слову, и Браун, и Акунин мне очень симпатичны, считаю их очень талантливыми писателями современности.

Но вернемся к ИЛК. Очень необычная подача материала – хочется прям рукоплескать! А заключается она в том, что Пелевин кратко пересказывает читателю историко-политический детектив некого Голгофского. Голгофский является и главным героем своего романа "Искусство лёгких касаний", и пародией (показалось?) на Роберта Лэнгдона. Если бы у него были наручные часы с "Чебурашкой", я бы обрела уверенность, правда..

В тексте есть фрагменты натурально из романа Голкофского, и когда читаешь их, начинаешь ценить идею Пелевина передать нам всё своими словами. Сухой остаток этого романа, который любезно, подготовлен и предоставлен нам автором, заключает в себе все самое интересное и важное. Мне понравилось всё. И суть, и смысл, и то, как это преподнесено, и конец, и начало – просто всё!

Ладно, не всё. Не понравилось преувеличенное количество политических воинственно-истеричных философствований в конце. Но в остальном – классно! Может, моя симпатия к этому распутыванию сложного клубка мифологии, истории и современности, как раз, и обосновывается приязненностью к таким, как Дэн Браун🤷🏻‍♀️

3. Столыпин.

Первая часть с повестью "Иакинф" и романом "ИЛК", по-моему, действительно хороши. А вот вторую часть (всего 50 страниц книги!), будь у меня второй шанс, я бы читать не стала. Я не увидела в ней какого-то недостающего зерна или необходимости. А может мне просто сложно это разглядеть за толстым слоем грязи. Если в манере изложения первой части Пелевин узнается с трудом, то здесь вылезло всё родное – пелевинское.

Серьезно. В "Иакинфе", если бы не отсылки к девяностым, не особенный сленг в некоторых (редких!) местах и не фамилия на обложке, можно было бы задуматься об авторстве. А в ИЛК привычный Пелевин говорит только там, где Голгофский цитируется, а не перессказывается. Мне даже показалось, что свой натуральный язык автор просто "зашил" в приличный, понятный и, так сказать, "модный-современный" пересказ.

Как итог.

Связь прослеживается везде: во всех частях этой книги, во всех других книгах вне зависимости от автора, во всех людях, книжных персонажах и наших знакомых, во всех событиях, историях, богах. Везде. Они везде. Лёгкие касания, которые делают всё таким, какое оно есть.

Мне близка идея. Она в принципе на поверхности, и отвергать её как-то бессмысленно. Но почему-то я не чувствую ни безнадёги, ни ужаса по этому поводу.

Резюме.

Понравилось! Очень интересно и нестандартно даже для Пелевина. Ставлю 5 баллов из 6, рекомендую к прочтению, автору говорю СПАСИБО!

P.S. (для тех, кто в теме)
Дон Хуан говорил, что смерть всегда рядом – сидит по левое плечо и ждёт своего часа. Никому не удасться избежать её. Никому. Так стало быть всё на свете неважно, всё пусто и бессмысленно. Но мне нравится то, что он, Дон Хуан, выбрал на этом бессмысленном пути все время хохотать и смеяться. Может быть, твоя жизнь управляется не тобой, а может быть ты – это не ты вовсе. Пофиг на это. Давайте смеяться