Концепция социальной рыночной экономики в Германии.
Возникающая недостаточная эффективность, например, из-за ограниченной информации, может привести к неэкономичным рыночным результатам (сбой рынка), которые должны быть исправлены посредством вмешательства государства в процесс регулирования и процесса. Во-первых, эта корректирующая функция применяется законом о конкуренции. Во-вторых, может возникнуть нехватка товаров, как, например, в случае общественных благ. В этом случае децентрализованная координация также может быть неоптимальной из-за свободных райдеров. То же самое касается внешних эффектов. Если члены будущих поколений еще не имеют возможности отстаивать свои интересы, государству предлагается принять меры (например, в отношении окружающей среды). Государство должно противодействовать этим недостаткам эффективности путем разработки институциональной структуры и дальнейшего развития экономического и социального порядка.
Основные ценности, лежащие в основе этого порядка, имеют основополагающее значение для развития социальной рыночной экономики. Термин «базовые ценности» не определяется последовательно. Он может включать в себя права, моральные принципы, добродетели или институты. В этой статье мы определяем основные общественные ценности как понятия более высокого ранга того, что является предпочтительным в обществе. Они представляют основной консенсус в открытом и плюралистическом обществе. Они универсально действительны и поэтому должны быть определены заново в каждой подсистеме общества, например, в государственном образовании, в системе общественного здравоохранения или в социальной политике.
Вместе с интересами и эффективностью базовые ценности влияют на институциональную структуру экономики и общества, поскольку их характеристики лежат в основе самих этих институтов. Основные значения следующие:
- Свобода . Согласно Исаии Берлину, мы различаем два понятия свободы: отрицательная свобода («свобода от») и положительная свобода («свобода»). Отрицательная свобода означает отсутствие непропорционального принуждения, как в концепции Гоббса. Кроме того, позитивная свобода включает в себя свободу реализовывать свои собственные решения. Оба могут вступать в конфликт друг с другом, когда государство ограничивает отрицательные свободы, чтобы обеспечить соблюдение положительных свобод.
Что касается основных потребностей, то позитивная свобода является неизбежной целью социально ответственного экономического порядка, поскольку в противном случае возник бы цинизм негативной свободы, охватывающий «свободу умереть от голода».
- Справедливость . Базовая ценность справедливости может аналогичным образом интерпретироваться как базовая ценность свободы в двух отношениях: в отношении формальной справедливости речь идет о равном обращении за равное поведение, например, как равенство перед законом. Наконец, все сводится к запрету дискриминации. Что касается материальной справедливости, перераспределение доходов и активов осуществляется, когда равное обращение приводит к неравным экономическим результатам. Обе концепции справедливости могут конфликтовать друг с другом так же, как и концепции свободы. В социальной рыночной экономике предпочтение отдается процессуальной справедливости, которая означает равное отношение к равному поведению. Тем не менее, рыночные результаты могут быть скорректированы по причинам социальной политики.
- Безопасность . Без безопасности общество было бы «войной каждого против каждого» (Гоббс). Экономическая безопасность означает, что человек не должен сталкиваться с разрушением его или ее экономического положения, но он или она может заранее планировать свое будущее. Если безопасность изменяется путем ограничения сферы действия, безопасность вступает в конфликт со свободой.
- Прогресс . Прогресс является результатом дополнения и применения знаний. Экономически прогресс отражается в новых продуктах и новых методах производства. Экономический прогресс создает альтернативные источники дохода, но в то же время ставит под угрозу экономическую безопасность тех, кто подвергается негативному воздействию. Этот процесс творческого разрушения (Маркс, Зомбарт и Шумпетер), следовательно, приводит к конфликтам ценностей в социальной рыночной экономике.
Продолжение в 5 части ...