Найти тему
Записки меломана

Альбом "Через тернии к звёздам!" Группа "Радиотранс"

                            Обложка альбома
Обложка альбома

1 запись. "Посвящается всем тем, кому интересна музыка trance и тем, кому интересна история ее появления и становления, а также тем, кто неравнодушен к клубному рейв-движению середины 90-х "

Альбом можно послушать по этой ссылке - https://w1.musify.club/release/radiotrance-cherez-ternii-k-zvezdam-1996-298741

Прежде чем описывать впечатления от этого альбома, мне придётся обратиться к предистории. Так сказать - обращение к истокам. Это нужно для того, чтобы объяснить как я вообще стал меломаном, и почему в первой записи именно "Через тернии к звёздам!"

Август 1996г. У меня появляется обычный китайский двухкассетный магнитофон NEON NE-9800L. Он стал первым девайсом в моей жизни с помощью которого я начал осознанно слушать музыку. Тут стоит отметить, что до того момента, музыкой я никак не увлекался и совершенно не интересовался. Естественно мне что-то нравилось, а что-то нет(из того что звучало по радио и ТВ), но не более того.

        С этого я начинал слушать музыку
С этого я начинал слушать музыку

С магнитофоном в придачу шла кассета. На ней был записан популярный тогда сборник российской эстрады Союз, под номером 17. Особого энтузиазма эта кассета не вызвала, но сам факт наличия такой диковинной штуки как магнитофон, толкал на прослушивание.

                                                   Первая аудиокассета
Первая аудиокассета

Итак. Вставил кассету. Закрыл крышку. Нажал кнопку Play. Появилось едва слышимое характерное шипение...и...и понеслось.

Заголосили Таня Буланова, Маша Распутина, какая-то непонятная Матумба группы Месмер, "Школьная пора" Татьяны Овсиенко...с каждой песней становилось как-то грустно...А-Студио со своим медляком "Нелюбимая"... вообще тоска зелёная...далее, набившая оскому своими клипами Ирина Салтыкова, затем Лариса Черникова...Я уже хотел выключить всю эту серость, как вдруг, едва успела Черникова допеть с придыханием и паузами в конце песни “...мне очень жаль тебя”, неожиданно заиграло нечто сильно отличающееся от предыдущих песен.

Уже само вступление было ярким и вдохновляющим. А потом...ух что было потом. Когда заиграли в бешеном ритме электронные арпеджированные звуки и добавились ударные драм-машины, у меня в прямом смысле челюсть отвисла от такой необычной музыки с бронебойной энергетикой. А потом переход на припев песни про Красную шапочку из одноименного фильма. И всё это под ритм электронного баса с семплом оригинальных струнных. Песенка про Красную шапочку была вообще чуть ли не любимая из детства. Но как же удачно всё сплелось. Волшебная музыка Алексея Рыбникова и это нечто сокрушительно новое для меня и оригинальное. Этот симбиоз меня ошарашил и одновременно окрылил.

Кадр из фильма "Про Красную шапочку"
Кадр из фильма "Про Красную шапочку"

Это было настоящее открытие. Я ещё “миллион” раз прослушал Красную шапочку и целый день до поздней ночи пребывал в эмоциональном возбуждении. Испытывая дикий восторг, я вдруг осознал - музыка проникла в меня навсегда. В этом не было никаких сомнений. Вот насколько я тогда был впечатлён.

Так, в первый же день близкого знакомства с музыкой, я открыл для себя такое направление как транс, вернее её разновидность - Hard trance. Естественно, я тогда не знал что это за направление такое. Взглянул в буклет и прочитал название группы - Радиотранс. Название песни - Красная Шапочка. Имя автора: Э. Губин и далее, после дробной черты, загадочное слово “remix”. Тогда почему-то подумал что remix это и есть направление данной музыки. Это глупое заблуждение в дальнейшем сыграло со мной злую шутку.

Ведь в течении целых нескольких месяцев хождений по торговым точкам с кассетами, я терроризировал продавцов словом “remix”, безуспешно пытаясь найти так полюбившуюся мне музыку. В ответ, они лишь разводили руками и не понимали чего я от них хочу. Меня это жутко бесило и раздосадовало. На вопрос:”есть ли у вас кассета с группой Радиотранс?” они также отрицательно кивали головами.

Сейчас, в век Интернета, вся эта ситуация выглядит нелепой и даже смешной, но тогда смешного было мало. Любимую музыку приходилось искать, и порою безуспешно. Хотя, все эти поиски были по своему интересны и увлекательны. Так, однако я отвлёкся.

Наконец, где-то в ноябре, в очередной раз бродя по рынку в поисках подходящей музыки, я наткнулся на новую торговую точку. Ну как точку...автомобиль, на капоте которого рядами были разложены кассеты. Я с жадностью принялся разглядывать обложки и попутно спросил цену на кассеты:

"- 100 тенге* - ответил переминавшийся с ноги на ногу от холода продавец.

- а Радиотранс есть?- на всякий случай спросил я.

- Вроде есть,- безучастно ответил продавец и проведя пальцем по рядам, извлёк чуть заиндевевшую кассету. - А вот, держи.-"

Не та самая, но идентичная
Не та самая, но идентичная

Сердце бешено заколотилось и меня на мгновение бросило в жар. Я взял в руки кассету и увидел на обложке некий летательный аппарат, а под ним, вызвавшая колики в боку надпись - “Radiotrance”. Не помня себя от радости, я отдал продавцу деньги, на эмоциях пожал ему руку, поблагодарил от всего сердца (чем его изрядно удивил) и стремительно направился домой. В тот момент я чувствовал себя как тот Чарли из "Чарли и шоколадная фабрика". Когда он, под оберткой шоколадки, обнаружил Золотой билет. Только вместо билета я крепко сжимал в руке аудиокассету.

Здесь я уже перехожу непосредственно к теме обсуждения.

Первое прослушивание и впечатления.

           Полностью развёрнутый буклет с трек-листом
Полностью развёрнутый буклет с трек-листом

Придя домой, едва разувшись, бросился к магнитофону. Пока вставлял кассету, стал разглядывать буклет. На развороте, с внутренней стороны, изображён интерьер кабины космического аппарата, похожий как у Шаттла. Заиграло вступление. Тут же из динамиков донесся женский голос:”Внимание! Вы получаете доступ в глобальную компьютерную сеть. Приготовьтесь к погружению вашего сознания в виртуальную реальность. Чувствуйте себя свободно, пусть ритм управляет вашими движениями. Счастливого вам, полёта!”

              Внутренний разворот обложки на аудиокассете
Внутренний разворот обложки на аудиокассете

Ох, как же это было круто! Я словно перенесся в кабину изображённого в буклете космического корабля. Лучшего вступления и не могло быть. Все было так созвучно. И голос желающий счастливого полёта, и изображение космического корабля на обложке, и звук зуммера, будто отсчитывающий время до старта, и постепенно добавляющиеся звуки музыки. Это было восхитительно!

Пока играло вступление, там же в буклете, стал читать краткую биографию участников группы: DJ Cosmonaut (Эдуард Губин) и DJ Zayaц (Денис Поляков). Она написана в шутливой форме, что только ещё больше прибавляло креатива и респекта этой команде. Творческий подход этих ребят, просто зашкаливал, в моих зачаточных представлениях о музыке. Участники группы мне представлялись чуть ли не пришельцами с далёких, чудесных миров.

Краткая биография участников группы. Взято из буклета CD
Краткая биография участников группы. Взято из буклета CD

Тем временем, играла первая композиция альбома - “Через тернии к звёздам”. Она хорошо передавала чувство полёта и в то же время ощущение танцпола, судя по семплированным “выкрикам толпы” и звучащий рефреном возглас:”через тернии к звёздам!” Словно Ди Джей за пультом заводит толпу танцующих выкриками в зал. При этом все это сдобрено ритмичной мелодией, обрамлённой мечтательными нотками. Эта мелодическая главная тема, лейтмотивом двигала всю композицию вперёд, ввысь, к звёздным далям.

Дальше опять зазвучал зуммер, прошёл быстрый обратный отчёт и заиграл фирменный ритмичный “радиотрансовский” звук. Тогда я не понимал что это фишка группы. Вроде и стандартные трансовые звуки, но в своей специфической стилистике. В любом случае я слушал это и балдел. Так началась вторая композиция с альбома, под названием - “Космонавт”.

И тут неожиданно, после яркого вступления… “Если очень захотеть, можно в космос полететь” ...и так четыре раза. Ваууу! Я чуть сам в космос не улетел. Блин, почему это было тогда так круто? Аааааа!!! Не успел я перевести дух, как тут же скороговоркой тот же мужской голос:

“Каждый может стать пилотом,

Чтобы управлять самолётом.

Я согласен прямо завтра

Превратиться в космонавта.

Ты не видел жизнь на Марсе?

Поскорей давай одевайся,

Набери с собой побольше снеди,

Полетели со мной на ракете.

В небе ярко-голубом

Мы полетим с тобой вдвоём.

Ты не бойся, ты не бойся -

Мы не упадём, мы не разобьёмся.

Мало-мало места на земле,

Много среди звёзд и на Луне -

Вот почему уже прямо завтра

Я хочу стать космонавтом.”

Для меня это было так ново и свежо. Испытал буквально культурный шок. Играла такая простенькая песня, но с такими необычными аранжировками, с таким позитивом и энергетикой. Слова были простые и банальные, но не избитые вроде: “любовь-морковь”, “слезы-морозы и шипы-розы”. А насквозь пропитанные космической романтикой, полётами, грёзами о космосе и светлой мечте. Это было так ярко и фантастично, будто сам космос, вот он, в твоей комнате, вырывается из динамиков магнитофона и заполняет собой все пространство вокруг.

         Иллюстрация из книги А. Леонова и А. Соколова "Ждите нас, звёзды"
Иллюстрация из книги А. Леонова и А. Соколова "Ждите нас, звёзды"

А тут и второй куплет подоспел:

“Рано утром на рассвете

Я пойду к своей ракете

С чемоданчиком в руках

И со шлемом на плечах.

Замашут люди мне руками,

Провожая меня в путь дальний.

Я полечу как яркий луч

Среди ярко-белых туч.

Будь готов, всегда готов

Как Гагарин и Титов.

В небо полететь со мною вместе,

Двигаясь в ритме нашей песни.

Постарайся разобраться,

Как от земли мне помочь оторваться,

Потому что прямо завтра

Я хочу стать космонавтом!”

И все это под музыку trance. Кайф!

Правда концовка немного смазала впечатление. Однотонная музыка с постоянно повторяющимся “лететь, лететь, лететь”. Хотелось продолжения драйва, бешеной энергетики, а тут это унылое “лететь, лететь”. Но, всё должно быть в меру, иначе теряется острота ощущений.

На третьей композиции - “Земля в огне”, уже произошёл некий эмоциональный спад. Вроде бодрая и энергичная, но меня почему-то она практически ничем не зацепила. Видимо виной тому то, что это по сути была обычная песня, хоть и vocal trance. Этакий недотранс-недопопса. Песня о том, что нужно беречь Землю ну и все в таком же духе. В общем, проходняк. Даже тогда, при первом прослушивании.

Зато потом, на следующей композиции - “Опасная зона”, вновь яркое многообещающее вступление. Раздались сигналы тревоги и мужской голос произнёс:”у вас осталось пять секунд чтобы покинуть опасную зону! Пять-четыре-три-два-один...вы не успели!” И начался убойный транс. Заиграли перекликающие друг с другом электронные арпеджиаторные звуки, бас, вступила драм-машина и пошёл расколбас. Очень энергичная музыка, которая мне пришлась куда больше по душе чем предыдущая “Земля в огне”, но не такая воодушевляющая как первые две. Зато здесь как раз весь фирменный звук группы Радиотранс, который ещё больше раскроется в следующем альбоме. Больше всего понравилась кода (концовка). Опять не обошлось без вставок. На этот раз отрывок, вырезанный из диалога персонажей в фильме “Через тернии к звёздам”.

- “Что он делает, что он делает? Это же кислота! -

- Это дождь. Это самый настоящий дождь! -

- Это самый настоящий до-о-о-ождь! -

- Дышать все-таки трудно.-

- Ничего. Мы посадим леса. Мы разведем здесь леса! Мы разведем много лесов! Дышать будет ха-ра-шо! И воздух, станет чистый, на всей планете! Эх!-”

          Кадр из фильма "Через тернии к звёздам". тот самый диалог
Кадр из фильма "Через тернии к звёздам". тот самый диалог

И тут же заиграло вступление следующей песни - “Красная Шапочка”. Блестящая авторская находка. Совместить отсылки к творчеству гениального нашего композитора, Алексея Рыбникова. На мой взгляд, в этом отрезке альбома, сам автор - Эдуард Губин (он же DJ Cosmonaut), очень тонко прочувствовал магию образов выражаемых музыкой самого Алексея Львовича и точно сконцентрировал квинтэссенцию творчества маэстро.

Безусловно, это самая яркая и значительная композиция альбома. В чем я собственно и не сомневался. Впрочем, после множества прослушиваний песни на сборнике Союз-17, на альбоме я ничего нового в плане впечатлений не нашел. Зато отрадно было обнаружить, что альбомная версия полная и в два раза продолжительнее чем на сборнике. Единственное что омрачало, так это простая структура "куплет-припев-куплет-припев", без изысков. Но, на тот момент, я не особо обращал внимание на эту упрощённость в плане построения композиции. "Красная шапочка" тогда оставалась для меня супер-хитом!

              Кадр из фильма "про Красную шапочку"
Кадр из фильма "про Красную шапочку"

Дальше заиграла последняя композиция со стороны А на кассете, под названием “Прыгай как можно выше”. Пожалуй самая нелепая и худшая в альбоме. Очень примитивная и дурацкая. Даже при первом прослушивании я ее еле дослушал до конца. Однако, здесь стоит отметить знаковый для меня факт. Именно “Прыгай как можно выше” стала первой композицией в стиле Hardcore (а точнее Happy Hardcore) которую я услышал в своей жизни. Спустя полтора года, этот стиль на короткое время стал моим самым любимым, но подробнее об этом в следующих записях. А пока переворачиваю кассету на сторону В и слушаю “Атмосферу”.

                                  Так выглядит аудиокассета с альбомом
Так выглядит аудиокассета с альбомом

С первых же звуков, тех самых вокальных семплов:”иее, оо” мне сразу представилась планета Десса, всё с того же фильма “Через тернии к звёздам”. В музыке слышалась обреченность местного населения, изнывающего от загрязнения планеты, а со вступлением баса, будто полились кислотные дожди и коричневые реки промышленных отходов. С первого же прослушивания “Атмосфера” показалась самой атмосферной композицией в альбоме(вот такая тавтология). Хоть музыкально практически не зацепила, но понравилось точное попадание в образ гибнущей от экологической катастрофы планеты.

                                                                  Поверхность планеты Десса
Поверхность планеты Десса

Дальше, будто продолжение “Атмосферы”, но с более “холодным” звучанием, заиграл “Ледяной Мир”. Тоже музыка не особо зацепила. Разве что фортепианная мелодия в главной теме понравилась. Никаких образов и ассоциаций во мне эта композиция не вызывала, но здесь также как и с “Прыгай как можно выше” стоит отметить, что “Ледяной Мир” открыл для меня новый поджанр в музыке транс, а именно dream house.

Следующая композиция - “Гладиолус”, пожалуй самая экспрессивная в альбоме. Она хорошо подходит на завершение альбома. Этакий занавес и подведение итогов. Мне очень понравилось это монотонное, чуть ли не гипнотическое звучание плаков(plucked) и лидов(lead) на фоне пилообразных; то нарастающих, то нисходящих трансовых звуках. И это долгое повторение слова “гладиолус”, тоненьким семплированным голосом органично вписалось, и монотонное описание цветов гладиолуса на фоне транса. Здорово!

                                                            Эдуард Губин (DJ Cosmonaut)
Эдуард Губин (DJ Cosmonaut)

Казалось всё, финал. Но нет. Заиграла словно на бис, медленная композиция “Выключи свет”. Музыкально эта песня как бы выпадает из общей канвы, но по настроению очень хорошо подходит на финал всей этой музыкальной истории. Полёты закончились, планеты посетили, а теперь; снимаем скафандр, кладём шлем на полку, тушим свет и отдыхаем. Честно говоря, меня эта песня никак не зацепила и воспринял я ее тогда, как обычную. Это потом, уже спустя годы, я понял, что это вполне себе стильный трип-хоп, а тогда, в 96-м, воспринималось как что-то заурядное и неинтересное. Да и ещё вдобавок сильно затянутое по времени. Не проникся.

И в завершении пару слов о последней композиции в альбоме, а именно “Земля в огне(Maximum Power Trance Mix)”. Это 100%-й бонус-трек, который шёл как бы в довесок и который меня никак не впечатлил. Что удивительно. Ведь сама композиция в то время была очень прогрессивной, можно сказать что на мировом уровне транс музыки. Но вот как-то не зацепила, от слова совсем. Вот так бывает. Хотя знаю, многим поклонникам творчества группы, эта версия “Земли в огне” очень нравится.

                                     Фото одного из выступлений группы "Радиотранс"
Фото одного из выступлений группы "Радиотранс"

Концепция и художественная ценность.

Сейчас, по прошествии многих лет, альбом уже никак не впечатляет и особо не радует. Но тогда, в далёком 1996, это был настоящий культурный праздник. И дело было не в том, что альбом был вообще первым из прослушанных. Сама музыка была потрясающей на тот момент и поэтому запала в душу.

Ещё потряснее было то, что я стал “видеть” музыку. Многие композиции так или иначе вызывали в мозгу некий ассоциативный ряд зрительных образов. Словно невидимый художник рисовал в воображении восхитительные картины неких миров, сотканный не красками, а звуками. Благодаря чему, само понятие “музыка” стало для меня глубже и обширнее. Это было ещё одним значимым открытием, расширяющим горизонты восприятия музыки.

Например, при прослушивании “Атмосферы”, я чётко представлял себе увядание и гибель планеты Десса. При прослушивании “Гладиолуса”, полёты в стратосферу на высотном истребителе (а не вовсе цветы)). А “Космонавт” вообще вызывал восторженные романтические чувства.

Но, как ни странно, самой главной художественной ценностью в альбоме, для меня стал тот самый отрезок из фильма, в конце “Опасной зоны”, и следующее за ним вступление к “Красной шапочке”.

Этот в общем-то ничем не примечательный кусочек альбома, головокружительным калейдоскопом завертел в голове массу восхитительных флешбэков и образов из детства и кадров из фильмов “Про Красную шапочку” и “Через тернии к звёздам”...рыжие сосны, покрытые изумрудной бахромой. Лесные тропинки, залитые солнцем. Сочная трава с белыми шапочками одуванчиков. Беготня под радугой в струях дождя. Волшебная музыка Алексея Рыбникова с щемящими душу мелодиями... Вот это вот всё.

Постер к фильму "Через тернии к звёздам"
Постер к фильму "Через тернии к звёздам"

В этом контексте, альбому удалось практически невозможное. А именно, подарить минутки счастья. В этом вся художественная ценность для меня на тот момент. Выше этого, просто уже ничего не могло быть, что может подарить музыка. Сейчас, с высоты прожитых лет, всё это кажется таким далеким и наивным. И альбом безвозвратно устарел и музыка в нем сильно на любителя. Но, те счастливые минутки остались в памяти и я их бережно храню.

Ценность “Через тернии к звёздам” для меня была ещё и в том, что альбом был не только знаковый, но и разноплановый. Благодаря этому я смог сразу познакомится со многими актуальными на тот момент направлениями танцевальной музыки.

Здесь присутствуют: Trance, Hard Trance, Vocal Trance, Dream House, Happy Hardcore, Trip Hop и другие элементы техно и транс музыки. Весь этот рейв-коктейль хорошо сдобрен короткими но яркими интродукциями, отсылками и вставками. Что в свою очередь сделало альбом более менее цельным и органичным.

           Денис Поляков (DJ Zayaц)
Денис Поляков (DJ Zayaц)

Ещё одной отличительной чертой данного альбома, стал мелодизм.

“Через тернии к звездам!” богато насыщен мелодиями, как в гармонической структуре так и в виде главный и аккомпанирующих тем композиций. Это радует. Считаю, что мелодия - это самая важная и необходимая составляющая любой музыки, даже танцевальной. И в этом альбоме, мелодизма с лихвой.

Аранжировки стилистически выражены, но и не выбиваются из канонов заданных музыкальных направлений. Например, в композиции “Ледяной Мир”, выполненной в жанре Dream House, в главной теме используется характерная для этой музыки, техника музыкальной композиции остинато. Автор не отошёл от законов жанра, но при этом внёс свой почерк, добавив толику “агрессивности” в звучании (путём добавления эффекта “Cutoff” в басовой партии) и немного ускорив темп.

Хотелось бы добавить ещё несколько строк о том, как в альбоме вообще получилось характерное "радиоактивное"звучание присущее музыке группы "Радиотранс", но, невозможно уместить в эти несколько строк, описание тех или иных творческих решений автора. Всех этих нюансов и мелочей в написании музыки, из которых складывается общая картина альбома. Поэтому, всех желающих пообсуждать, поспорить или задать вопросы по этим моментам, прошу высказаться в комментариях. Готов обсудить любые моменты и по возможности ответить на любые вопросы по данной теме. Моя главная цель в самих записях, все же впечатления, а не разбор и анализ произведений.

Первое большое выступление группы. Igor's pop shou '93
Первое большое выступление группы. Igor's pop shou '93

История создания и технические аспекты.

Альбом “Через тернии к звёздам!” был издан в августе 1996г. на Электрик Рекордс (Отделением студии “Союз”) и имел первый в России крупный успех прогрессивной электронной группы. Настолько крупный, что по продажам, альбом обогнал многих эстрадных исполнителей и был в топе продаж продукции студии "Союз". Во многом, благодаря именно этому альбому(тут со мной можно поспорить), танцевальная клубная культура в России вышла на новый, массовый уровень. Так-что, Радиотранс имел огромное влияние не только на мою культурную жизнь. И здесь, я плавно подхожу к вопросу:” а как же создавался сам альбом?”

Альбом хоть и имеет некую концепцию (что уже достойно для танцевальной музыки), но он представляет собой компиляцию разрозненных композиций, записанных в период с 1993 по 1995 гг. Эдуардом Губиным (DJ Cosmonaut).

Сам Эдуард позже вспоминал, что это был очень весёлый период в его жизни. Уже работал Ди Джеем, ведущим на радио, познакомился с Зайцем (Денисом Поляковым). 24 мая 1993г они вместе, придумали название проекта - “Radiotrance”. Весело проводили время, тусовались и веселились. Тогда же появилась идея, записывать весёлые танцевальные композиции, чтобы исполнять их на вечеринках. В том же году появляется “Космонавт”, а в 94-м “Красная шапочка”.

Создавалось всё в домашних условиях. Записывалось при помощи компьютера и... и всё. С помощью одного только компьютера и записывалось.

       Обложка альбома. Тыльная сторона
Обложка альбома. Тыльная сторона

Резюмируя.

Вот так и получился этот во многом позитивный, местами дурашливый, а местами и не очень, альбом. В момент выхода в России и странах СНГ это было бомбой. А для меня, совсем далёкого от музыки, но тянущегося к ней своими зелёными ручонками новичка, не просто бомба, а термоядерная бомба. Альбом, который открыл для меня прекрасный Мир музыки.

Будет ли интересен этот альбом кому-то в нынешнее время? Думаю что нет. А вот ностальгирующим олдфагам, думаю что да. ;-)

Спасибо за уделённое внимание и до встречи в новой записке меломана. Всех благ!

P.S. Следующие записи будут на порядок короче

*тенге - национальная валюта Казахстана. (На тот момент, я там проживал)

#Радиотранс #Radiotrance #транс #союз17 #меломан #альбомчерезтерниикзвездам