Найти тему
MAD TOSBY

Что посмотреть дома: 33 (!) фильма о писателях в честь Всемирного дня книги. Часть 2

Фото ©️ IMDb
Фото ©️ IMDb

Свод­ка по до­маш­не­му прос­мотру: раз в не­делю рас­ска­зыва­ем, что мож­но ус­пешно смот­реть до­ма — вплоть до сле­ду­ющей под­борки

В 1995 го­ду ЮНЕС­КО был уч­реждён Все­мир­ный день кни­ги и ав­тор­ско­го пра­ва, праз­дно­вани­ем ко­торо­го бы­ла выб­ра­на сим­во­личес­кая для ли­тера­туры да­та — 23 ап­ре­ля. Счи­та­ет­ся, что имен­но в этот день умер­ли Ми­гель де Сер­вантес, У­иль­ям Шек­спир и Ин­ка Гар­си­ласо де ла Ве­га. Каж­дый год для праз­дно­вания из­би­ра­ет­ся и книж­ная сто­лица: в 2020 го­ду выб­ранным го­родом стал Ку­ала-Лум­пур в Ма­лай­зии. От­да­вая дань праз­дни­ку, под­го­тови­ли спе­ци­аль­ную под­борку из двух час­тей: вспо­мина­ем 33 филь­ма о пи­сате­лях, рус­ских и за­рубеж­ных, вмес­те с ци­тата­ми из их про­из­ве­дений. Все филь­мы по­доб­ра­ны в по­ряд­ке воз­раста­ния по го­дам их вы­пус­ка. 

Часть пер­вая здесь, часть вто­рая — ни­же. 

«Джейн Ос­тин» / Becoming Jane (2007) 

реж. Джу­ли­ан Джар­рольд

Во­семь лет — прош­ло уже во­семь лет с тех пор, как всё бы­ло кон­че­но. До че­го же не­лепо сно­ва впа­дать в су­мас­шес­твие, ко­торое с го­дами поч­ти за­былось и ста­ло бес­ко­неч­но да­лёким и да­же неп­равдо­подоб­ным! На что толь­ко не спо­соб­ны во­семь лет, ведь в них — бес­ко­неч­ная че­реда со­бытий, пе­ремен, рас­ста­ваний и но­вых впе­чат­ле­ний. И заб­ве­ние — как оно ес­тес­твен­но и не­из­бежно! 
Джейн Ос­тин, «До­воды рас­судка»

«Мой маль­чик Джек» / My Boy Jack (2007) 

реж. Брай­ан Кирк

Мно­го лжи на све­те и не­мало лже­цов, но нет боль­ших лже­цов, чем на­ши те­ла, за ис­клю­чени­ем ощу­щений. 
Редь­ярд Кип­линг, «Ким»

«Са­ган» / Sagan (2008) 

реж. Ди­ана Кю­рис

Опыт — это сум­ма со­вер­шённых оши­бок, а так­же оши­бок, ко­торых, увы, не уда­лось со­вер­шить.
Фран­су­аза Са­ган, «Смут­ная улыб­ка»

«Пос­леднее вос­кре­сение» / The Last Station (2009) 

реж. Май­кл Хоф­фман

Все лю­ди и жи­вут и дей­ству­ют от­части по сво­им мыс­лям, от­части по мыс­лям дру­гих лю­дей. В том, нас­коль­ко лю­ди жи­вут по сво­им мыс­лям и нас­коль­ко по мыс­лям дру­гих лю­дей, сос­то­ит од­но из глав­ных раз­ли­чий лю­дей меж­ду со­бою.
Лев Ни­кола­евич Тол­стой, «Вос­кре­сение»

«Дру­гой Дю­ма» / L'autre Dumas (2009) 

реж. Са­фи Неб­бу

Сер­дце, как че­ловек, дол­го про­жив­ший в за­точе­нии, ждёт толь­ко сво­боды, что­бы рас­ки­нуть под сол­нечны­ми лу­чами тёп­ло­го чувс­тва свои сок­ро­вен­ней­шие мыс­ли. 
Алек­сандр Дю­ма-отец, «Мо­гика­не Па­рижа»

«Хе­мин­гу­эй и Гел­лхорн» / Hemingway & Gellhorn (2012) 

реж. Фи­лип Ка­уф­ман

Всё не так слож­но, ког­да те­бе не­чего те­рять. 
Эр­нест Хе­мин­гу­эй, «Про­щай, ору­жие!»

«Во­рон» / The Raven (2012) 

реж. Джей­мс Мак­Тиг

Всё это ка­залось по­рож­де­ни­ем ка­кого-то бе­зум­но­го, го­рячеч­но­го бре­да. Мно­гое здесь бы­ло кра­сиво, мно­гое — без­нравс­твен­но, мно­гое — bizarre, иное на­води­ло ужас, а час­то встре­чалось и та­кое, что вы­зыва­ло не­воль­ное от­вра­щение. По всем се­ми ком­на­там во мно­жес­тве раз­гу­лива­ли ви­дения на­ших снов. Они — эти ви­дения, — кор­чась и из­ви­ва­ясь, мель­ка­ли тут и там, в каж­дой но­вой ком­на­те ме­няя свой цвет, и чу­дилось, буд­то ди­кие зву­ки ор­кес­тра — все­го лишь эхо их ша­гов.
Эд­гар Ал­лан По, «Мас­ка крас­ной смер­ти»

«Спас­ти мис­те­ра Бэн­кса» / Saving Mr. Banks (2013) 

реж. Джон Ли Хэн­кок

Она уже за­нес­ла но­гу над по­рогом без­дны, но, слов­но ус­лы­шав их страс­тный вопль, за­мер­ла на мгно­вение и обер­ну­лась. Ис­коркой свер­кну­ла при­коло­тая к паль­то мор­ская звез­да. Мэ­ри Поп­пинс улыб­ну­лась приль­нув­шим к ок­ну дет­ской че­тырём пе­чаль­ным ли­чикам и по­маха­ла им бу­кетом. В сле­ду­ющий миг она рас­кры­ла над го­ловой свой зон­тик и шаг­ну­ла в ночь. 
Па­мела Трэ­верс, «Мэ­ри Поп­пинс от­кры­ва­ет дверь»

«Не­види­мая жен­щи­на» / The Invisible Woman (2013) 

реж. Рэйф Фай­нс

Дом­би бы­ло око­ло со­рока вось­ми лет. Сы­ну око­ло со­рока вось­ми ми­нут. Дом­би был лы­соват, крас­но­ват и хо­тя был кра­сивым, хо­рошо сло­жен­ным муж­чи­ной, но имел слиш­ком су­ровый и на­пыщен­ный вид, что­бы рас­по­лагать к се­бе. Сын был очень лыс и очень кра­сен и, хо­тя был (ра­зуме­ет­ся) пре­лес­тным мла­ден­цем, ка­зал­ся слег­ка из­мя­тым и пят­нистым.
Чарльз Дик­кенс, «Дом­би и сын»

«Ко­нец ту­ра» / The End of the Tour (2015) 

реж. Джей­мс Пон­соль­дт

Я си­жу в ка­бине­те, ок­ру­жён­ный го­лова­ми и те­лами. Моя по­за соз­на­тель­но ко­пиру­ет фор­му жёс­тко­го сту­ла. Это хо­лод­ная ком­на­та в ад­ми­нис­тра­ции уни­вер­си­тета, с оби­тыми де­ревом сте­нами, кар­ти­ной кис­ти Ре­мин­гто­на и двой­ны­ми стек­ло­паке­тами, от­се­ка­ющи­ми но­ябрь­ское пек­ло, изо­лиро­ван­ная от ад­ми­нис­тра­тив­но­го шу­ма при­ём­ной, где толь­ко что при­нима­ли дя­дю Чарль­за, мис­те­ра Де­лин­та и ме­ня. 
Дэ­вид Фос­тер У­ол­лес, «Бес­ко­неч­ная шут­ка»

«Ге­ний» / Genius (2016) 

реж. Май­кл Гран­дадж

Ог­ромный го­род был этим лю­дям жес­то­косер­дой ма­терью, и вскор­ми­ла она их го­речью. Они ро­дились сре­ди кир­пи­ча и ас­фаль­та, в мно­го­этаж­ных люд­ских уль­ях,  на ки­шащих на­родом ули­цах, с мла­ден­чес­тва их уба­юки­вал ог­лу­шитель­ный лязг вне­зап­но на­лета­ющих по­ез­дов над­земки, сыз­маль­ства они учи­лись драть­ся, гро­зить, ог­ры­зать­ся и от­би­вать­ся в ми­ре сви­репо­го на­силия, не­умол­чно­го шу­ма и гро­хота — го­род на­ложил на них не­из­гла­димое клей­мо, про­ник в их плоть и кровь, кис­ло­той въ­ел­ся в их дви­жения и речь, в их мыс­ли и по­нятия. Гру­бые ли­ца их бы­ли ис­се­чены мор­щи­нами, заг­ру­бев­шая се­рая ко­жа буд­то вся ис­сохла и выц­ве­ла. Са­мый пульс у них слов­но бил­ся в ярос­тном рит­ме  го­рода; ис­крив­лённые гу­бы го­товы мгно­вен­но из­рыгнуть ляз­га­ющую же­лезом брань, в сер­дцах за­та­илась не­помер­ная мрач­ная гор­ды­ня. 
То­мас Вулф, «До­мой воз­вра­та нет»

«За про­пастью во ржи» / Rebel in the Rye (2017) 

реж. Дэн­ни Стронг

Он ле­жал на даль­ней от ил­лю­мина­тора кой­ке, воз­ле про­хода. Не то ох­нув, не то вздох­нув, он с ос­терве­нени­ем ляг­нул прос­ты­ню, как буд­то при­кос­но­вение да­же са­мой лег­кой ма­терии к обож­жённой сол­нцем ко­же бы­ло ему нев­мо­готу. Он ле­жал на спи­не, в од­них пи­жам­ных шта­нах, с заж­жённой си­гаре­той в пра­вой ру­ке. Го­ловой он упи­рал­ся в стык меж­ду мат­ра­сом и спин­кой, слов­но на­ходя в этой на­рочи­то не­удоб­ной по­зе осо­бое нас­лажде­ние. 
Дже­ром Дэ­вид Сэ­лин­джер, «Тед­ди»

«Кра­сави­ца для чу­дови­ща» / Mary Shelley (2017) 

реж. Ха­ифа аль-Ман­сур

Кто из нас пос­ле боль­шо­го нес­частья не ог­ля­дывал­ся на­зад и не ди­вил­ся собс­твен­ной не­во­об­ра­зимой ту­пос­ти, не дав­шей за­метить мно­жес­тво тон­чай­ших ни­тей, из ко­торых рож­да­ет­ся ткань на­шей судь­бы, по­ка они не оп­ле­ли нас?
Мэ­ри Шел­ли, «Пос­ледний че­ловек»

«Про­щай, Крис­то­фер Ро­бин» / Goodbye Christopher Robin (2017) 

реж. Сай­мон Кёр­тис

Ста­рый се­рый ос­лик Иа-Иа сто­ял один-оди­нёше­нек в за­рос­шем чер­то­поло­хом угол­ке Ле­са, ши­роко рас­ста­вив пе­ред­ние но­ги и све­сив го­лову на­бок, и ду­мал о Серь­ёз­ных Ве­щах. Иног­да он грус­тно ду­мал: «По­чему?», а иног­да: «По ка­кой при­чине?», а иног­да он ду­мал да­же так: «Ка­кой из это­го сле­ду­ет вы­вод?» И не уди­витель­но, что по­рой он во­об­ще пе­рес­та­вал по­нимать, о чём же он, собс­твен­но, ду­ма­ет.
Алан Милн (в пе­рево­де Б.В. За­ходе­ра), «Вин­ни Пух и Все-Все-Все»

«Быть Ас­трид Линд­грен» / Unga Astrid (2018) 

реж. Пер­нилла Фи­шер Крис­тенсен

Во­об­ще-то ужас­но ду­мать, как сле­по идёт че­ловек навс­тре­чу судь­бе. Счастье или нес­частье нас­ти­га­ют его оди­нако­во не­ожи­дан­но. Он прос­то идёт им навс­тре­чу, как без­думный ма­лень­кий аг­нец, не по­доз­ре­вая, что, к при­меру, чет­верг 29 сен­тября пе­ревер­нет всю его жизнь вверх дном. Ас­трид Линд­грен, «Ка­ти в Ита­лии»

«Ко­летт» / Colette (2018) 

реж. У­ош У­эс­тмо­ленд

Я воз­не­нави­дела его ещё силь­нее за то, что он счи­та­ет ме­ня нес­по­соб­ной — а так оно и бы­ло на са­мом де­ле — оце­нить эту рос­кошь: ти­хое, до­воль­но низ­менное нас­лажде­ние, к ко­торо­му ме­ня тол­кну­ли сво­его ро­да сно­бизм, лю­бовь к бра­ваде и лю­бопытс­тво, ско­рее по­каз­ное, не­жели ис­крен­нее… Я при­нес­ла сю­да лишь тща­тель­но скры­тую пе­чаль, ко­торая не ос­тавля­ла ме­ня в по­кое, и страш­ное оце­пене­ние чувств. Си­дони-Габ­ри­ель Ко­летт, «Чис­тое и по­роч­ное»

+ бо­нус в два филь­ма до трид­ца­ти пя­ти для тех, кто до­читал

«Пи­лиг­рим: Па­уло Ко­эльо» / Não Pare na Pista: A Melhor História de Paulo Coelho (2014) 

реж. Да­ни­эл А­угус­ту

По­чему мы лю­бим од­них лю­дей и не­нави­дим дру­гих?
Ку­да от­прав­ля­ем­ся мы пос­ле смер­ти?
По­чему мы рож­да­ем­ся, ес­ли всё рав­но ум­рем?
Что та­кое Бог?
Степь от­ве­ча­ет ров­ным гу­лом вет­ра. И это­го дос­та­точ­но: что­бы жить даль­ше, дос­та­точ­но знать, что на глав­ные воп­ро­сы бы­тия от­ве­тов не бу­дет ни­ког­да.
Па­уло Ко­эльо, «За­ир»

«Тол­кин» / Tolkien (2019) 

реж. До­ме Ка­рукос­ки

Вот так, ни­како­го удо­воль­ствия от жиз­ни Ниггль не по­лучал; точ­нее, не по­лучал то­го, что при­вык счи­тать удо­воль­стви­ем. До­волен он не был. Но нель­зя от­ри­цать то­го, что он на­чал чувс­тво­вать… ну, удов­летво­рение, что ли: ког­да ва­ренья нет, а хле­ба хва­та­ет. 
Джон Ро­нальд Ру­эл Тол­ки­ен, «Лист кис­ти Ниг­гля»

Пер­вую часть под­борки мож­но най­ти здесь