Сегодня на канале интервью с очень интересной гостьей — Таисия профессиональная оперная певица. Мне было безумно интересно порасспрашивать Таисию о жизни оперной певицы, мы не обошли стороной и карантин, ну и отличные рекомендации по Вене, я некоторые уже добавила к себе в список к посещению. Надеюсь, вам тоже понравится наш разговор.
Привет! Спасибо большое, что согласилась поговорить. Расскажи, как давно ты уже в Вене и чем занимаешься?
Здравствуй, спасибо за приглашение, с радостью отвечу на твои вопросы! В Вене я живу около восьми лет. Я оперная певица, работаю в театре в Швейцарии, параллельно заканчиваю магистратуру в Венском университете музыки, а еще я жду ребенка, так что скоро все будет еще интереснее.
Ты переехала в Вену на учебу. Были ли у тебя другие варианты, где учиться: поехать куда-то еще или продолжать учиться в Петербурге и поступить в Консерваторию? Почему выбор пал именно на Вену?
Переезд в Вену был довольно спонтанным. Пока училась на вокальном отделении в Музыкальном Училище в Петербурге, я начала понимать, что хочу жить в Европе. По какой-то абстрактной причине я мечтала о Мюнхене и Баварской опере, но никаких четких планов у меня не было. Хотелось жить где-то у воды и гор, в старинном городе, полном барочных дворцов и узких улочек, с кучей парков и, главное, с насыщенной культурной жизнью. Однажды зимой, после месяцев усердной работы на двух работах, я отправилась в большое путешествие по восточной Европе на поезде, и тогда в первый раз оказалась в Австрии. В Вене я внезапно для себя поняла, что, если я хочу жить в Европе, то действовать нужно здесь и сейчас. Это был тот самый идеальный город, о котором я мечтала. Я подала заявку в университет музыки, сдала вступительные экзамены и осталась здесь жить, без сожалений расставшись со своей прежней жизнью.
Можешь ли ты сравнить учебу в Вене и учебу в Петербурге? Есть ли что-то, что удивило тебя особенно в Вене?
Я училась в Петербурге примерно три года и это было очень давно. Если честно, я уже ничего не помню. Настоящая сознательная учеба началась для меня только в Вене. Удивлений было много. Помню, что забавно было учить итальянский, изъясняясь на смеси английского и немецкого… А если говорить серьёзно, то, наверное, единственное большое отличие — это дистанция между студентом и профессором, студентом и секретариатом, да и вообще тобой и окружающим миром в Петербурге и здесь. В Вене от тебя никому ничего не нужно, никто не посягает на твою зону комфорта и твои личные границы.
Сейчас будет небольшой блок дилетантских вопросов. Ты училась и продолжаешь учиться на вокальном отделении, это ведь не всегда означает оперную карьеру, правильно? Когда и как ты решила, что хочешь петь именно оперу?
Для меня учеба на вокальном отделении всегда подразумевала карьеру в оперном театре. Когда я занималась пением, еще в детстве, я всегда мечтала о сцене, переодеваниях и напудренных париках. Я знаю, что многие бывшие коллеги по учебе сейчас преподают, некоторые занимаются джазом или популярной музыкой, кто-то решил петь в хоре, но для меня всегда существовал только один вариант развития событий.
Ты продолжаешь учиться на магистерской программе, но в этом сезоне уже была активно задействована в оперном театре Санкт-Галлена. Это вообще частая практика, когда исполнителей-студентов приглашают выступать театры, или скорее исключение?
Думаю, здесь нет никакого правила или закономерности. Многие предпочитают закончить образование и потом только начинать заниматься карьерой. Я всегда была слишком нетерпелива для таких дальновидных планов. В Европе прослушивания в театры, а особенно в молодежные программы, происходят довольно прозрачно, каждый может подать заявку и попробовать свои силы. Никого не интересует, есть у тебя диплом или нет, студент ты или уже состоявшийся артист. То есть то, как и когда, начнется твоя карьера, зависит только тебя, твоей уверенности в себе и твоего мастерства. Я довольно рано начала совмещать путешествия с прослушиваниями. Многие говорят о том, что нужно сначала добиться определенного стабильного результата и только потом вступать во «взрослую» борьбу за роли, но я не могла и не хотела ждать. Особенно в самом начале, каждое прослушивание, даже самое неудачное, было не только огромным шагом вперед, но и давало намного больше, чем любой урок в университете.
Расскажи еще немного о том, как происходит поиск проектов и работы для молодых артистов? Посылаешь ли ты куда-то свои портфолио, как вообще найти прослушивания?
Было время, когда я активно посылала записи и портфолио на всевозможные слепые отборы и конкурсы, благодаря которым вокруг меня сама собой сформировалась сеть важных музыкальных контактов в Австрии и Германии. Сейчас у меня все происходит очень просто: через агентства. В агентства приходят заявки с предложениями, агентства организуют участие в прослушиваниях и договариваются с театрами о деталях. Певцу остается только приехать в театр в назначенный день и выступить. Так что последние пару лет проекты, по большей части, находили меня сами, и Санкт-Галлен в том числе.
Как организована логистика твоей жизни? Ты большую часть времени живешь в Вене и ездишь в Санкт-Галлен только на выступления? Или уезжаешь туда на несколько недель/месяцев, пока идут репетиции и выступления? Вообще много приходится путешествовать по работе?
Мой дом – это Вена, и я стараюсь проводить здесь как можно больше времени. Но все равно значительная часть моей жизни – это путешествия. Например, этот сезон начался с двух проектов в театре Санкт-Галлена: «Русалка» Дворжака и «Фауст» Гуно. Во время репетиций в сентябре и октябре я почти все время проводила в Швейцарии, по будним дням на репетициях, а на выходных в горах. После я стала приезжать только на выступления, пока в феврале не начался следующий проект.
Из-за вируса у тебя отменились спектакли в Санкт-Галлене. В каком состоянии они были к началу карантина? Много было уже потрачено сил на подготовку и репетиции? Перенесутся ли эти спектакли на следующий сезон или уже все, о них можно забыть?
В феврале мы начали репетировать «Юлия Цезаря в Египте» Генделя. Я должна была петь Корнелию — это небольшая, но очень насыщенная роль. Героиня переживает смерть супруга, разлуку с сыном, плен, насилие, она планирует кровную месть, готова пожертвовать жизнью ради чести - в общем самые настоящие оперные страсти. В постановке было все, как я люблю: почти Билибинские расписные декорации, череда костюмов с перьями, кружевами и россыпью камней, очень простая и эффектная режиссура. Я до последнего надеялась, что нам удастся сыграть хотя бы премьеру, но, к сожалению, театр закрылся из-за обстановки с вирусом за неделю до первого спектакля и проект скорее всего будет перенесен на следующий сезон. Мы репетировали шесть недель, а репетиции на пятом месяце беременности давались мне не так просто. Костюмы, декорации, свет, репетиции с оркестром - спектакль был почти готов и за кулисами уже вовсю чувствовалось приближение премьеры… так что в середине марта мы все покидали Санкт-Галлен с тяжелым сердцем и надеждой на то, что все это окажется сном или злой шуткой.ото: n.a.,
Если не секрет, повлияла ли отмена выступлений на тебя финансово?
У меня длительный контракт с театром, и поэтому кризис сказался на мне не так сильно, как на многих певцах-фрилансерах. У меня отменились концерты и воскресные мессы, но, в целом, все осталось по-прежнему.
Но, наверное, в плане личной жизни тебе перерыв в выступлениях сейчас даже немного на пользу, можешь отдохнуть перед появлением ребенка и спокойно к нему подготовиться?
Вынужденный творческий перерыв однозначно идет мне на пользу, я рада, наконец, постоянно быть в Вене, тем более что весь прошлый год прошел в разъездах. И, конечно, ожидание прибавления в семье подразумевает множество забот, о которых я раньше даже и не подозревала, так что скучать все равно не приходится.
Кстати, а есть ли какие-то трудности из-за карантина и сокращения плановых приемов докторов с предоставлением тебе нужной медицинской поддержки?
С сокращением приемов у врачей я не столкнулась, хотя может это только потому что я обращаюсь в Вене к частной медицине. В принципе, мало чего изменилось, разве что маски, дополнительная дезинфекция и заполнение анкеты о подозрительных симптомах перед входом в приемную. Единственное, ужасно расстраивает, что на все приемы у врача в обязательном порядке нужно приходить одной, без партнера. Это, мне кажется, чрезвычайно несправедливо и бессмысленно.
Есть ли что-то, чего тебе очень не хватает сейчас на карантине?
Мне больше всего недостает свободы путешествий, хотелось бы, например, навестить отца в Финляндии или съездить на море, пока малышка еще не родилась. Да и вообще в широком смысле свободы... А еще очень не хватает венских кафе и их террас. Вся эта жизнь через камеру и интернет кажется мне странной и мне совсем не хочется к ней привыкать.
Артисты и певцы пытаются найти способы перевести деятельность в онлайн, с оперой это, наверное, сложнее. Участвовала ли ты в каких-то онлайн-проектах во время карантина?
В мае Санкт-Галленский театр планирует серию маленьких онлайн-выступлений, думаю это будет интересно. К сожалению, пока нет никакой более подробной информации. В остальном, я не очень интенсивно живу в сети, так что вся активность в Instagram с челленджами и прямыми эфирами проходит мимо меня. Сейчас я скорее живу мыслью о том, что скоро все закончится, и готовлюсь к возобновлению привычной творческой жизни на сцене с живыми зрителями. Учу новые роли, готовлюсь к будущим проектам, больше слушаю и читаю, пытаюсь почаще выбираться на природу, ведь уже очень скоро будет совсем не до отдыха, ведь придется совмещать работу и учебу еще и с материнством.
Как проходят будни оперной певицы? Когда у тебя перерыв в выступлениях, как, например, сейчас, ты продолжаешь тренироваться и практиковаться каждый день? Работаешь над каким-то репертуаром?
Когда у меня образуется перерыв в выступлениях, я стараюсь дать голосу отдохнуть, пытаюсь проводить как можно больше времени с близкими, путешествовать, но это удается мне крайне редко, так как проекты часто пересекаются. Так что в сложившейся ситуации я безусловно наслаждаюсь внезапной свободой и наличием свободного времени, и очень рада не только тому, что могу быть дома, но и что наконец могу позволить себе медленно и вдумчиво заниматься новым репертуаром. Сейчас, например, учу партию Брадаманте для осенней премьеры «Альцины» Генделя.
Расскажи, пожалуйста, поподробнее про нее: что это за постановка и где ее можно будет увидеть? Я ведь правильно понимаю, что это уже не Санкт-Галлен?
Все будет происходить в сентябре и октябре в Клагенфурте. Это, кстати, один из моих самых любимых городов в Австрии, буду очень рада оказаться там снова на время репетиций. Про постановку пока ничего не могу рассказать, потому что сама еще не знаю никаких деталей. Брадаманте — это девушка, которая переодевается в своего брата и отправляется в опасное путешествие на заколдованный остров Альцины, чтобы спасти жениха из плена его коварных обитательниц. Как всегда у Генделя в опере очень много событий, ревности, страсти, заговоров и прекрасной музыки.
До «Альцины» в твоем активе было уже несколько других барочных опер. Барокко — это твоя любимая эпоха в музыке?
Да, это безусловно одна из моих самых любимых музыкальных эпох, и я счастлива, что меня последнее время часто приглашают петь Генделя.
А у тебя есть роли мечты?
Наверное, каждая новая роль становится на какое-то время ролью мечты, начинаешь любить ее больше всего на свете и только ею и жить, какая бы маленькая она не была. Но есть три роли, которых пока нет в планах, но которые я обязательно хотела бы спеть однажды. Первая — это Шарлотта в «Вертере» Массне. Меня очень привлекает фигура Шарлотты из «Страданий юного Вертера» Гете, с ее сдержанностью и при этом полной открытостью и страстной верностью. Вторая роль — это Изабелла в «Итальянке в Алжире» Россини, полная противоположность предыдущей и по музыке, и по характеру. Отверженная, невероятно энергичная, харизматичная и порывистая интриганка. В жизни я совсем не такая, но очень уж хочется побывать знойной итальянкой хотя бы на сцене. А третья пусть будет Кармен… или Далила, или Лукреция. Нет, я даже не могу выбрать, у меня слишком много ролей мечты.
Ну и раз уж мы начали говорить о мечтах, на какой сцене тебе больше всего хотелось бы выступить?
Возможно, это прозвучит сентиментально, но я бы хотела когда-нибудь вернуться в Петербург и спеть в Мариинском театре. Европейские сцены, даже самые большие и знаменитые, для меня все чем-то немного похожи друг на друга, а Мариинский театр — это что-то из детства, что-то заветное и недосягаемое.
Давай теперь немного поговорим о Вене. Думаю, после стольких лет в Вене тебе есть чем поделиться. Когда все это закончится, станут открываться места и можно будет свободно передвигаться, куда в Вене ты отправишься первым делом?
Первым делом пойду в Cafe Prückel или Cafe Korb, буду пить кофе на открытой веранде в приятной компании и болтать о том о сем. В Prückel, кроме кофе и тортов, есть еще и волшебные котлеты (Leibchen), которые согласно городской легенде, лечат душу (проверено!), а в кафе Korb знаменательная, приводящая в замешательство, уборная. А также, как только это снова станет возможно, я пойду в любимую библиотеку на Urban-Loritz-Platz с гигантскими окнами и прекрасными, полными меланхолии, видами на Gürtel. Я уже не знаю, зачем я туда хожу. Кажется, у меня дома побывали все самые интересные книги и ноты, которые там можно было найти. Наверное, из-за настроения, похожее царит в Петербурге в библиотеке Маяковского.
И вдогонку: назови несколько мест, в которых тебе не надоедает бывать, куда ты с радостью возвращаешься снова и снова.
Я очень люблю прогулку от Schwarzenbergpark в Neuwaldegg до Schafberg. Она кроме незабываемых видов на холмы, знаменита одним спортивным подъемом, который уничтожает любую обувь. После тосканских видов и виноградников можно отдохнуть в Heuriger St. Peter, принадлежащем Pfarre Dornbach, где разливают вино из винограда, выращенного на холме прямо напротив. Незабываемое белое вино Gemischter Satz из года в год неизменно отдает 43-им трамваем, проходящим мимо.
Расскажи о местах, куда в городе ты первым делом водишь своих гостей (друзей, родных)?
Вожу всех своих гостей на Gallitzinberg, оттуда открывается один из моих самых любимых видов на Вену. Показываю Schloss Wilhelminenberg, рассказываю про то, что именно он был прототипом загадочной виллы, в стенах которой происходило все самое скандальное из «Новеллы о снах» Шницлера. Или, может, ты помнишь фильм Кубрика «С широко закрытыми глазами»? Все про этот замок. Но это, конечно, легенды... После прогулки можно очень романтично съесть оправданно дорогой шницель в саду очаровательной Villa Aurora.
Есть ли в Вене твои места силы? Места, куда ты идешь, когда грустно или, наоборот, когда у тебя отличное настроение?
Место силы — это для меня безусловно Шенбрунн, в нем есть всё. Он хорош в любое время года, при любой погоде и в любой компании. А самое главное, он становится идеальной кулисой для любого настроения. Можно одиноко затеряться в парке или наперегонки бежать до Глориетты, можно есть сладкую вату в зоопарке или устроить незаконный пикник под платаном. Для короткой неформальной встречи идеально подойдет отвратительный филиал Cafe Landtmann. Для романтиков и нимф — искусственные руины или прогулка на старинном кладбище (Hietzinger Friedhof), на котором кстати можно найти могилы Густава Климта и Альбана Берга. А также в Шенбрунне есть маленький старинный театр, в котором я в свое время очень много выступала, и который очень нежно люблю.
Ты можешь вспомнить свое первое впечатление о Вене?
Думаю, что я ничего не поняла про Вену, когда оказалась в ней первый раз. Я была удивлена, как в таком относительно маленьком городе может быть так много всего. Бесконечные студенты, велосипедисты, феминистки, круглогодичные носители шорт, акционизм и коммуны, и тут же совсем рядом, бесконечные кабриолеты, оперы, верховая езда, развратные виллы, шампанское на завтрак и бабушки в шубах и лакированных туфлях в десятиградусный мороз. Все это было безумно очаровательно.
Поменялось ли это впечатление и мнение за те годы, которые ты тут живешь?
Наверное, я привыкла ко всем этим контрастам и Вена иногда стала казаться мне немного сонным городом.
Ну и последнее: три слова, которые для тебя характеризуют Вену?
Трех слов мне будет мало.
Спасибо большое Таисии за интервью, подписывайтесь на мои каналы в Telegram, чтобы не пропустить новые истории: Кое-что о Вене и Кое-что о путешествиях