В советском союзе если брались за создание чего-либо, то делали это с размахом, да так, что бы все завидовали. Существовали такие проекты, которые поражают своим масштабом и технологичностью до сих пор. В стране с высоким уровнем промышленности всегда было необходимо большое количество разнообразных машин, для выполнения различных целей. Рассмотрим 5 необычных машин выпущенных в СССР.
ЗИЛ-Э167 1963г.
Этот автомобиль создавался для перевозки людей и грузов в условиях трудной проходимости, а также должен был быть платформой для различного специального оборудования. В нём находились 2 двигателя ЗИЛ-375 мощностью по 180 л.с., они приводили в движение 6 колёс диаметром 1.8 м. В водительской кабине можно было разметить до 4-ёх человек, в грузопассажирской помещались 14 человек. Создавался он для освоения крайнего севера. Однако, в массовое производство его не запустили, поскольку для завода имени Лихачёва преимущественным тогда было производство вездехода ГТ-Т, массовое производство которого было намного проще и дешевле. Испытания ЗИЛ-Э167 прошёл с достоинством, эксперты высказали мнение, что он смог показать максимально возможные для колёсной машины характеристики проходимости.
КрАЗ-Э260Е 1974г.
Эта машина обладала газотурбинным двигателем с мощностью 350 л.с. Проблема этого автомобиля была в том, что его двигатель, в рабочем состоянии, развивал 33 тыс. оборотов в минуту. Для их снижения устанавливался специальный редуктор, позволивший снизить их до до 2500 об/мин. Однако коробка передач не выдерживала такой нагрузки и вышла из строя. Позже выпустили вторую версию этого грузовика, уже без характерного носа, однако в ней тоже не выдержала коробка передач и проект закрыли.
Опытный грузовик ЗИЛ-157Р 1957г.
У этой машины мосты равноудалены. Его наделили двигателем на 104 л.с., системой подкачки шин, гидроусилителем руля, передними и задними управляемыми колёсами. Масса автомобиля 2.5 тонны, а в снаряжённом состоянии около 6 тонн. Мощности двигателя было недостаточно для быстрых перевозок, однако проходимость у этой машины была отличная, он был способен преодолевать рвы шириной в 2,5 метра. Оснащался широкопрофильными или арочными шинами. Основная цель для которой создавался этот проект, проверка влияния геометрии установки колёс на проходимость в целом. Можно сказать что он предшественник ЗИЛ-Э167, который был рассмотрен выше.
Одноосный тягач БелАЗ-531
Выпускался этот автомобиль с 1961 года по 1975. Серийное же производство началось именно с 1965 года, до этого времени рассматривались и изучались прототипы. С самого первого прототипа до серийной версии сменилось несколько двигателей и поменялось электрооборудование. Рядовой житель его навряд ли видел, поскольку использовался он на специализированных производствах. Выпускали их по 100-150 штук в год. Основной особенностью этой машины, конечно, была одна ось. Функционировать он мог только в совокупности с различными прицепными машинами: землевозами, катками и даже грейдер-элеваторами. Двигатель на нём стоял 360-и сильный, которого было вполне достаточно для его "жизнедеятельности".
Шасси для ракетного комплекса - МАЗ-7907 1985 г.
Этот гигант единственная машина в мире, обладавшая 24-я ведущими колёсами, 16 из которых управляемые. Создавали его для подвижного грунтового ракетного комплекса "Целина-2". Оснащался газотурбинным двигателем на 1250 л.с. Всего было произведено 2 таких машины, максимальная скорость которых составляла 25 км/ч. Его действительно можно назвать монстром, причём самым уникальным, похожих машин не было никогда, и скорее всего уже не будет. Производить его перестали в связи с окончанием холодной войны и распадом советского союза, не было и денег на содержание "Целины-2". Последний раз его можно было увидеть на выставке техники во время дня открытых дверей на МЗКТ в 2019 г. Реставрация последнего оставшегося в живых шасси до сих пор не закончена полностью.
В этой статье вы узнаете о других примерах автомобилей в которых, как и в МАЗ-7907, использовались газотурбинные двигатели.
Подпишитесь на МОЙ канал если вас интересуют подобные статьи и вы хотите чаще узнавать информацию о необычных и интересных автомобилях со всего мира.