Николай Цулыгин после двух сезонов работы оставляет пост главного тренера «Салавата Юлаева». Его заменит финн Томи Ламса. Тренер, который приехал в Уфу ещё с Эрккой Вестерлундом, а затем остался и два года помогал и Николаю Цулыгину.
Теперь Томи Ламса становится главным, но и Николай Цулыгин не уходит, а занимает место помощника. Если руководство клуба не устраивает Цулыгин, то почему он не уходит, а с понижением, но остаётся – это отдельный вопрос, и на эту тему ещё можно будет порассуждать чуть позже. А пока давайте вспомним, чем запомнился тренерский штаб «Салавата» за те два года, когда в его главе стоял Цулыгин.
Меня на протяжении этих двух сезонов периодически спрашивали: хороший ли Цулыгин тренер? И если да, то можно ли привести примеры это подтверждающие? Ведь распространено мнение, что к успешной игре «Салавата» в плей-офф, наставник особо и не причастен. Дескать, это игроки, валявшие дурака в регулярке, в плей-офф собирались и начинали играть по-другому.
Я, честно говоря, с этим не могу согласиться. Да, игроки, может быть, и собирались. Но как бы собраны они ни были, в спорте без физической подготовки ты не сделаешь ничего. Два года подряд «Салават» подходил к плей-офф в отличной форме, и это точно заслуга тренерского штаба, потому что план подготовки, очевидно, выстраивают тренеры, а не игроки.
А вот ещё 5 примеров хороших решений тренерского штаба Цулыгина за два прошедших сезона.
5-е место. Возрождение Дмитрия Кугрышева.
Дмитрий Кугрышев провёл свой лучший сезон за последние 5 лет. Вроде бы всего на 2 очка превзошёл прошлогодние показатели, но при этом форвард получал меньше игрового времени и не выходил в первой бригаде большинства. То есть играть стал меньше, но лучше, и закончил регулярку четвёртым бомбардиром команды.
Безусловно, в этом заслуга и самого игрока, и, конечно, по ходу сезона Кугрышев не избежал спадов. Однако дела в гору у Кугрышева пошли только после перевода его в тройку к Кадейкину и Жаркову, с которыми он начал выходить в октябре. На старте сезона тренеры пробовали разные сочетания и с некоторыми игроками экспериментировали до самого плей-офф, но Кугрышев – Кадейкин – Жарков словно были высечены в камне. Их не трогали вообще (только если травмы не вынуждали сделать перестановки), в итоге если у Кугрышева получился лучший сезон за 5 лет, то у Кадейкина – лучший в карьере. Одна из причин этого – хорошая тренерская находка.
4-е место. Игнор Павла Шэна.
История из прошлого сезона, когда нападающий Павел Шэн съездил на молодёжный чемпионат мира и забил красивый и важный гол в ворота сборной Канады. Это было главным и, по большому счёту, единственным достижением игрока на том турнире, но после возвращения в клуб он вдруг превратился в святого мученика, гонимого деспотом Цулыгиным. Павел не попадал в состав, а журналисты принялись регулярно доставать главного тренера вопросами на этот счёт. Дошло до того, что на одной пресс-конференции Цулыгин даже немного вспылил, попросив прекратить нагнетать, поскольку, в первую очередь, это идёт во вред самому игроку.
Сезон закончился, и летом Шэн поехал в Северную Америку. Там за год он сыграл 35 матчей в фарм-клубе Boston Bruins. Набрал 9 очков, показав, что в Уфе он, скорее всего, не попадал в состав не из-за плохого тренера, а из-за собственного уровня. Цулыгин тогда не поддался давлению извне, не изменил своей позиции по молодому игроку, а уже в этом сезоне в «Салавате» дебютировали несколько 18-19-летних игроков, продемонстрировав, что тренер готов доверять молодым, если они того заслуживают. Да и Шэн бы наверняка свои шансы получил, но посчитав, что его несправедливо зажимают, уехал в другую лигу, где тоже оказался не особо нужен. Возможно, только пока.
3-е место. Прогресс Александра Кадейкина.
Чуть выше уже было сказано, что Кадейкин провёл свой лучший сезон, но по-новому он заявил о себе ещё годом раньше. До «Салавата» он играл в «Локомотиве», СКА, «Атланте», но только переехав в Уфу, форвард стал кандидатом в национальную сборную. Я не скажу о самом Кадейкине ничего нового, он превратился в хорошего двустороннего нападающего, который может сыграть ярко в атаке и здорово действует в обороне, выходя против лидеров команды-соперника. Это и так все знают.
Интересно, что в этом году, когда тренеры искали центра в первое звено, они перебрали вообще всех. Там даже выходил Никита Сошников, который не является центром. Но там так ни разу и не попробовали Кадейкина, хотя, казалось бы, этот ход напрашивался. Своя логика в этом на самом деле тоже есть. Если бы Кадейкину дали больше времени в атаке и в большинстве с первой тройкой, то кому-то пришлось бы забрать на себя его функции при игре в обороне и меньшинстве. Видимо, Кадейкин-сдерживающий для тренеров был важнее, чем Кадейкин, способный усилить Умарка и Хартикайнена. Тем более это усиление они готовили другим способом. Который занимает 2-е место.
2-е место. Подготовка Сакари Маннинена.
У нового «юлаевского» финна была хорошая статистика в «Йокерите», и, когда уже на старте сезона стало понятно, что он и близко к ней не подберётся, что он не очень вписывается в первую тройку, многие разочаровались в этом подписании. В итоге уже в октябре тренеры убрали Маннинена во второе звено, а в первом принялись перебирать всех подряд.
Начался плей-офф, и Маннинен вернулся обратно в ударное сочетание. Да не просто вернулся! Тройка провела выдающуюся серию против «Авангарда», а об осенних проблемах Сакари все сразу забыли. Цулыгин в интервью после остановки сезона объяснил это преображение. Да, у Маннинена не пошло в начале, и перевод его во вторую тройку был нужен и для того, чтобы он почувствовал уверенность в своих силах, получив больше возможностей играть в атаке (очевидно, что в звене с Умарком, Хартикайненом и Ларсеном двум другим игрокам надо больше думать об обороне), и чтобы просто получше адаптироваться в новой команде и к новым условиям. По словам Цулыгина, убирая Маннинена из первой тройки осенью, тренеры держали в голове его возвращение обратно в плей-офф. Как мы убедились в серии с «Авангардом», это прекрасно сработало.
1-е место. Поездка дублёров на Дальний Восток.
Самый обсуждаемый тренерский ход «Салавата Юлаева» за два сезона. Февраль 2019-го. Уфимцы застряли на шестом месте Востока и потеряли все шансы сдвинутся оттуда, что вверх, что вниз. Оставшиеся матчи превратились в формальность. Но ради этих оставшихся матчей перед самым стартом плей-офф надо лететь на Дальний Восток, а значит, переживать акклиматизацию в одну сторону, а потом – по возвращению домой – в другую. Цулыгин оставил Умарка и других лидеров в Уфе, а в поездке дал сыграть тем, кто не всегда попадал в состав. Тому же Павлу Шэну, например.
Хитрость вызвала бурю обсуждений, противники поступка говорили о том, что это просто неэтично. Однако регламент лиги нарушен не был, а «Салават» в полной боевой готовности стартовал в плей-офф и добрался до финала конференции. Значит, тренеры всё сделали правильно, и уже в этом сезоне примеру «Салавата» последовал «Барыс».