Найти тему
Светлана Горячева

Чем разбавить масляную краску?

Да, это тоже живопись маслом)
Да, это тоже живопись маслом)

Сейчас расскажу, почему масляные краски не нужно разбавлять маслом.

Двадцать лет преподаю, и это - самое распространённое заблуждение. Казалось бы, что может быть проще: водяные краски разводим водой, масло - маслом? А вот и нет. Поверьте, я видела картины, которые писали в юности мои бывшие однокурсники, щедро разбавляя краски подсолнечным маслом - сейчас это грустное зрелище. Живопись, в которую было вложено много труда потемнела, на ней проступили коричневые капли. Даже специальное масло для живописи - это совсем не то же, что вода в акварели.

Масло - это не разбавитель, это связующее вещество для частиц пигмента, оно придаёт краске пластичность, глубину цвета и блеск – но избыток масла вредит масляной живописи, вызывает потемнение и сморщивание красочного слоя, замедляет высыхание и забирает насыщенность красок.

Особенно печальные результаты можно увидеть, если вместо высыхающих масел, которые применяются в масляной живописи (льняное, маковое) используются полувысыхающие (подсолнечное) или невысыхающие (оливковое). Обычные представления о качестве растительного масла не могут заменить знания технологии. Если для салата оливковое масло подойдёт как нельзя лучше, то для живописной работы не годится вообще.

Чем- же всё-таки разбавлять? Чтобы сделать краску более жидкой, следует использовать специальные разбавители на основе эфирных масел хвойных деревьев (пинен, скипидар) или очищенного бензина (уайт-спирит).

Например, разбавителем номер один, как на картинке. Зачем нужен ретушный лак, расскажу ниже.
Например, разбавителем номер один, как на картинке. Зачем нужен ретушный лак, расскажу ниже.

В современных фабричных красках зачастую изначально имеется избыточное количество масла. Иногда можно видеть, как на палитре вокруг свежевыдавленной из тюбика краски расплывается масляная лужица. Некоторые выдающиеся художники, например, Фешин, имели привычку предварительно обезжиривать фабричные краски перед работой, выдавив их на бумагу. В основании этого подхода – глубокое знание принципов масляной живописи, её основ. Ещё старые мастера отлично знали о вреде избыточного масла в красочном слое. Практически одновременно с возникновением масляной живописи был сформулирован знаменитый метод ведения работы над картиной: «жирным по тощему» - исходя из которого, значительное количество масла допускалось только в верхних слоях живописи – в лессировках, финальных прописках, деталях.

Для достижения наилучшего результата надо представлять, как происходит высыхание красок. Если из водяных красок при высыхании вода просто испаряется, то масло никуда не улетучивается, его молекулы переходят в другую форму, полимеризуются. Этот процесс идёт неравномерно, начинается с образования тонкой «подсохшей» плёнки на поверхности красочного слоя. Если по такому недосохшему слою положить свежую краску, то масло из неё уйдёт в нижний слой – плёнка подсохшего масла обладает свойствами мембраны, вытягивающей масло из верхних слоёв. Теряя масло, красочный слой прожухает – цвета становятся тусклыми, более тёмными. Грамотная межслойная обработка способна предотвратить этот процесс. Часто встречающийся совет протереть прожухшие места маслом относится к распространённым заблуждениям и ошибкам. Чем больше масла в работе, тем больше всё жухнет и темнеет. А ведь некоторые ещё чесночным соком протирают! На самом деле, для межслойной обработки используется специальный ретушный лак.

Ретушный лак помогает избежать прожуханий и улучшает адгезию, сцепление красочных слоёв. Не следует дожидаться его высыхания – по свежему слою лака краска лучше ложится, легко разгоняется, приобретает дополнительную пластичность и послушность. Использование ретушного лака сохраняет свежесть и яркость красок, позволяет вести особенно тонкую моделировку формы. Межслойная обработка – необходимое условие грамотного ведения длительной живописной работы масляными красками.

Разбавитель и ретушный лак - вот, казалось бы, и всё, что может понадобиться для работы. Но вот мы заходим в магазин и видим множество разных флакончиков - двойники, тройники, лаки для живописи и пузырьки с маслом. Что делать со всем этим добром? Первый ответ: ничего. Большинству живописцев всё это без надобности. Второй ответ, для пытливых умов: изучать, штудировать литературу по технике живописи, экспериментировать, подбирая свой уникальный и ни на что не похожий творческий метод.

Давайте сравним две картины художников, живших рядом и в одну эпоху:

Франс Хальс, "Цыганка"
Франс Хальс, "Цыганка"
Рембрандт, "Молодая женщина, купающаяся в ручье"
Рембрандт, "Молодая женщина, купающаяся в ручье"

Обе работы написаны изумительными мастерами и даже мотивы довольно похожи - на обеих девушки в белых рубашках. Но как по разному они написаны!

Живопись Хальса кажется лёгкой, беглой, исполненной в один присест быстрыми мазками довольно жидкой краски. Наверное, он использовал разбавитель вроде того, что на фото выше)

Краски Рембрандта более густые, тягучие, прозрачные в тенях и плотные, рельефные на свету - они совсем по-другому движутся под кистью и иначе ощущаются зрителем. Эта характерная живописная фактура связана с тем, что художник добавлял в свои краски лаки из разных природных смол. Не случайно многим его работам свойственна особая янтарная глубина.

Лаки в живописи добавляют краскам блеска и прочности, делают красочную массу более вязкой и дают своеобразную "отрывистость" мазка.

Масло, напротив, позволяет краске скользить и даёт нежнейшие переходы из цвета в цвет, позволяет проводить бесконечные тонкие линии и выписывать филигранные детали. Примерно так:

Больтраффио, "Святой Себастьян"
Больтраффио, "Святой Себастьян"

При желании все эти средства можно сочетать в разных пропорциях и последовательностях - но для этого лучше понимать, зачем это делается и как это работает.

Для этого чрезвычайно полезно иногда читать литературу по технике живописи. Например, такую:

Киплик Д. И. "Техника живописи":

https://knigogid.ru/books/744409-tehnika-zhivopisi/toread

Или такую:

Вибер Ж. "Живопись и её средства":

http://www.bibliotekar.ru/zh-Veber/

Это два фундаментальных кирпича, на которых строится вся остальная теория техники живописи)

Про другие книжки, а также про более современные источники знаний, расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не потеряться)