Эпоха "Депросвещения".
Когда-то образование не было услугой, а считалось общественным благом. В те времена казалось, что Эпоха Просвещения с её яркими героями - Руссо, Монтескьё, Дидро и Вольтером, это только начало пути к бесконечному прогрессу и решению всех человеческих проблем. Сам процесс образования одновременно предполагал и воспитание человека, всестороннее развитие его личности, с обязательным приобщением к труду. Образование в ту удивительную эпоху давало человеку способность целостно оценивать окружающую действительность во всем ее многообразии. Та система взглядов, ценностей, знаний позволяла её носителям решать масштабные и очень сложные задачи, стоявшие перед обществом и страной. Для того, чтобы проявить свои способности, свою незаурядность в той образовательной системе, достаточно было одного - много и усердно трудиться.
Однако потом произошла диверсия. Те, кто хитрее, "успешнее", "креативнее" смогли убедить казалось бы образованных и рационально мыслящих людей в отсталости, "несовременности" всех их мировоззренческих конструкций. А для большей наглядности своего превосходства диверсанты приводили в пример уровень и качество потребления "более современных форм бытия". Надо признать, что наши высокообразованные и в массе своей вполне порядочные люди, оказались достаточно наивными и принялись с энтузиазмом открывать для себя "новые горизонты"...
Прошло несколько десятков лет...
Теперь мы все с вами - ультрасовременные, "продвинутые", у каждого есть "ИМХО", каждый мнит себя свободным для комментариев под текстами и материалами смысла которых часто не понимает. Что там пишет "аналитик", "доктор наук"?? Сейчас я ему задам! Опять лжёт "представитель официальной науки"! Наука же - это для обмана нас, простых и честных людей! Нет им веры. Слава Богу есть интернет и спасающие нас от гибели носители КОБы, Трансерфинга реальности, эзотерики, небополитики, плоскоземельщики, новоисторики, алхимики, альтернативщики, неофиты, Рен-ТВ верующие, "дудящие" и прочие, прочие, прочие. Главное - это МОЁ ЛИЧНОЕ мнение. На чём оно построено? Да какая разница?
Вот снова жизнь заставляет нас отвечать на исторические вызовы. Мировой экономический кризис, демография, экология, угроза войны, полное отсутствие у человечества образа будущего, катастрофическое расслоение на планете. Да много всего. И это не абстрактные угрозы, это наша объективная действительность. Мы же погружены в свою какую-то альтернативную искусственную и очень примитивную реальность. Как сказал один очень известный "блогер": "Это чисто не мое дело!.." И нам как-то незаметно вместо целостного образования и восприятия всего окружающего мира подсунули этот "продвинутый" суррогат.
Попробуйте с этим суррогатом в голове решить хотя бы одну из тех проблем, которые очевидны. Да у нас полстраны не может определиться: верить в коронавирус или нет!
Наше общество однозначно и серьезно нездорово. Нездорово нравственно, психологически и интеллектуально. Оно расколото. Расколото и социально, и мировоззренчески, идеологически если хотите... И раскол этот, полная атомизация общественного сознания называется "свободой"!
Если мы утратим доступную и основанную на фундаментальных научных знаниях систему образования, мы утратим возможность и способность к решению серьезных задач настоящего и будущего.
Иногда кажется, что выходом скоро будет домашнее образование. Опять же вопрос в том, как родителю определиться с учебниками, программами, с педагогами?
У меня чёткое видение, что мы как общество (точнее его разрозненные элементы), очень пассивны в участии или в обсуждении тех реформ, которые идут уже давно в нашей системе образования. В качестве примера, инициатива авторов народного проекта "Последний звонок" на мой взгляд не получила должной реакции в обществе.
Не хочется чтобы начало XXI века вошло в будущие учебники по истории под названием Эпоха Депросвещения...