Найти в Дзене

ДОГМАТ

Догмат (древнегреческое «δόγµατος» в переводе – мнение, решение, постановление) – это утвержденное христианской Церковью положение вероучения, объявленное неизменяемой истиной, не подлежащей сомнению. Догматы – это христианские аксиомы, которые записаны в церковных книгах кровью мучеников и потом апологетов. А. В. Карташёв, знаменитый отечественный историк и богослов пишет о христианских аксиомах так: «Догмат – это некий верстовой столб, проверенный многовековым опытом и указывающий верное направление дороги, однако отклонение от него чревато сползанием в первое же попавшееся болото» ристианство – это, с одной стороны, религия любви и свободы; с другой, она является насыщенной всевозможными ограничениями и запретами. За две тысячи лет было написано великое множество соборных постановлений, книг и богословских трудов. У начинающего христианина возникает справедливый вопрос: зачем все это? На него отвечает святитель Иларий Пиктавийский: «Злоба еретиков вынуждает нас совершать вещи нед

Догмат (древнегреческое «δόγµατος» в переводе – мнение, решение, постановление) – это утвержденное христианской Церковью положение вероучения, объявленное неизменяемой истиной, не подлежащей сомнению. Догматы – это христианские аксиомы, которые записаны в церковных книгах кровью мучеников и потом апологетов.

А. В. Карташёв, знаменитый отечественный историк и богослов пишет о христианских аксиомах так: «Догмат – это некий верстовой столб, проверенный многовековым опытом и указывающий верное направление дороги, однако отклонение от него чревато сползанием в первое же попавшееся болото»

-2

ристианство – это, с одной стороны, религия любви и свободы; с другой, она является насыщенной всевозможными ограничениями и запретами. За две тысячи лет было написано великое множество соборных постановлений, книг и богословских трудов. У начинающего христианина возникает справедливый вопрос: зачем все это? На него отвечает святитель Иларий Пиктавийский: «Злоба еретиков вынуждает нас совершать вещи недозволенные, выходить на вершины недостижимые, говорить о предметах неизреченных, предпринимать исследования запрещенные. Следовало бы довольствоваться тем, чтобы искренней верой совершать то, что нам предписано, а именно: поклоняться Богу Отцу, почитать с Ним Бога Сына и исполняться Святым Духом. Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн неизреченных. Заблуждения других вынуждают нас самих становиться на опасный путь изъяснения человеческим языком тех тайн, которые следовало бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ»

Не имея подлинных ориентиров, священнослужитель может легко сбиться с пути Православия. Даже при внешне богоугодной жизни можно оказаться в плену заблуждений. При этом необходимо защищать не только свой ум от ересей, но также уметь защищать и свою паству, наставляя ее на путь истинный.

Кроме того, в последнее десятилетие наметилась тенденция на поиск точек соприкосновения двух Церквей – Православной и Католической.1 Об этом свидетельствует недавняя историческая встреча Святейшего Патриарха Кирилла и папы римского Франциска, прошедшая на Кубе в Гаване 12 февраля 2016 года; а также регулярные встречи католических и православных священнослужителей на разных уровнях. Так, 18 октября 2018 года председатель Отдела внешних церковных митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) принял участие в пленарной сессии XV Генеральной ассамблеи Синода епископов Католической Церкви, которая проходит в Ватикане и посвящена теме «Молодежь, вера и призвание».

-3

Таким образом, вероучительные сходства и различия Православной и Католической Церквей имеют не только догматическое, но и социально-политическое значение.

Первый раз слово «догмат» встречается у святого Евангелиста и дееписателя Луки. Русский синодальный перевод повествует: «Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме» [Лк. 16: 4]; в церковно-славянском тексте слово «определения» указано более точно – «уставы»: «И якоже прохождаху грады, предаяше им хранити уставы сужденныя от апостол и старец, иже во Иерусалиме [Лк. 16: 4]. Греческий текст указывает прямо на слово «δόγματα» (догмат): «ὡς δὲ διεπορεύοντο τὰς πόλεις παρεδίδοσαν αὐτοι̃ς φυλάσσειν τὰ δόγματα τὰ κεκριμένα ὑπò τω̃ν ἀποστόλων καὶ πρεσβυτέρων τω̃ν ἐν ‘Ιεροσολύμοις». Из этого следует что догмат – это устав, определение [Лк. 16: 4].