Главная фигура мира современной японской анимации - это по-прежнему Хаяо Миядзаки. Несмотря на преклонный возраст и многократные попытки уйти из этой сферы деятельности, он продолжает выпускать шедевральные мультфильмы. Его истории учат детей мечтать, а взрослым напоминают о красоте и неоднозначности окружающего мира.
Хаяо Миядзаки родился в непростое время. Шел 1941 год. Его отец работал директором на фабрике своего брата, занимавшейся производством деталей к истребителям. Благодаря этому режиссер вырос в достатке и с ранних лет полюбил самолеты.
Семья Миядзаки часто переезжала. Пока Хаяо был совсем малышом, его родственников несколько раз эвакуировали, спасая от бомбардировок. Потом - чтобы поддержать мать. Она тяжело болела туберкулезом позвоночника, поэтому семье приходилось курсировать от больницы к больнице.
Мальчик собирался стать аниматором еще со школы. Хотя он все же отучился на политолога и экономиста, по специальности Миядзаки не проработал и дня. Сразу после завершения университета он ушел работать фазовщиком на студию Toei Animation.
Вместе с лучшим другом Исао Такахата, он активно участвовал в создании профсоюза, организовывал протесты против вредных условий труда на производстве, выступал за повышение зарплаты художникам. За это руководство их не любило, понижало и подставляло. Поэтому в 1971 году вместе с тем же Исао он впервые основал собственную студию.
Параллельно с основной работой, Миядзаки рисовал мангу. Наибольшую известность ему принесла история девочки Навсикаи. Изначально издательство, публикующее эту мангу, составило нелепое соглашение, по которому Миядзаки было запрещено экранизировать его работу. Однако «Навсикая» стала слишком популярной. Представителям издательства в итоге пришлось самим упрашивать маэстро снять по его манге сериал. Миядзаки же согласился только на полнометражку.
Когда картина была готова, режиссер сказал:
«Да, я снял фильм. Но я растерял всех своих друзей. Я хочу вернуться назад, работать аниматором».
Поэтому ради создания следующей полнометражной картины его снова пришлось уговаривать выступить в роли режиссера.
Хаяо всегда сам отрисовывал ключевые кадры своих мультфильмов. Его работы отличает повышенная внимательность к деталям и природе. Даже фоновые персонажи в его мультиках создаются с большой любовью.
Промежуточные кадры рисуются акварелью, однако для самих фильмов используются плакатные краски и классические технологии анимации. Хаяо пробовал выпустить мультик, созданный с применением CGI, но остался недоволен результатом.
Миядзаки не пишет заранее сюжетов. Он решает, о чем будет история «в общих чертах», а затем начинает рисовать. Сколько будет длиться та или иная сцена, чем закончится история, какие сцены в ней появятся - он решает в процессе. В своей последней работе «Как поживаете?» он хочет оставить своему внуку нравственное завещание. По задумке создателя, оно должно было выйти до начала Олимпийских игр в Токио в 2020 году.