Найти тему
kin0guru

Солярис (США, 2002)

От просмотра этого фильма у меня осталось двоякое впечатление. Впрочем, а какое оно должно быть от экранизации по мотивам, где общего с первоисточником совсем крохи, а иногда и прямая противоположность. И дело не в изменении имён некоторых героев (уху американского зрителя, оказывается, легче воспринять "Сноу" вместо "Снаут" и "Рэя" вместо "Хари") и даже не в превращении нервного доктора Сарториуса в грубоватую афроамериканку по имени Гордон (кто читал роман, тот припомнит другую негритянку, что была одета лишь в набедренную повязку). Это с трудом, но принять можно.

Поперек горла мне встал посыл сценаристов, что океан Соляриса враждебен человеку и может даже создать клона сотрудника орбитальной станции, способного убить свой первоисточник. Выходит, что главная цель всех и вся - убраться поскорее с планеты и вернуться на Землю, так как на станции исчезают и гибнут люди. Такого Станислав Лем в своё произведение точно не вкладывал. Конечно он писал его в более романтичное время, когда многих будоражили дальний космос и идея контакта с внеземными цивилизациями, при том что автору не был интересен геоцентрический принцип "пришел, увидел, законтачил" - он предпочитал рассматривать более сложные ситуации вплоть до полного непонимания и несовместимости разных форм разума.

-2

Увы, в киноэкранизациях Лема восторжествовал иной подход. Начиная с Тарковского, который вынашивал совсем другие, более приземленные идеи. В его "Солярисе" на передний план помимо мук совести встала тема тоски по родному дому, по родной планете. Уже в начале фильма высказывалось предложение прикрыть лавочку с непонятной планетой. В экранизации Содерберга этот посыл просто довели до логического конца - станция тонет в океане, а бескомпромиссная Гордон возвращается на Землю. К черту этот космос, с ним одни проблемы!

И любовь возможна только на родной планете, все эти фантомные глупости ни к чему. Потому так много эпизодов с воспоминаниями о настоящей Хари-Рее, а взаимоотношения с её фантомом развиваются стремительно. Так же быстро возникает решение об аннигиляции. Почти как и у Тарковского, но там много экранного времени уходит на философствования (мало имеющие отношения к мыслям Лема) и прочие красивости. Но американский фильм на час с лишним короче - не очень разгуляешься.

-3

А вот, если его рассматривать отдельно от книги (так же как и опус Тарковского), и тем более не сравнивая оба фильма - всё довольно прилично сделано. Хотя, так или иначе, сравнения возникнут. Клуни в роли Кельвина мне понравился больше Баниониса. Космические пейзажи, костюмы и интерьеры на должном уровне, хорошо сделана сцена с отправлением первой копии Реи куда подальше, когда она так удивленно смотрит из иллюминатора. Жаль, книжный вариант, где Хари пытается взломать ракету изнутри, никто так и не удосужился перенести на экран, хотя американцы наверняка смогли бы, но не читали они роман, увы. Одна из финальных сцен, где у Кельвина заживает порезанный палец, просто класс! А вот обдолбанный образ и поведение Снаута/Сноу мне совсем не близки, как и брутальный - у афроГордон. Бэкграунд Реи (Наташа Макэлхон) сильно отличается от классического - тут ей за 30, она любит поэзию и кончает с собой, наглотавшись таблеток, из-за того, что Кельвин наорал на неё после сделанного аборта. Почему бы и нет, но это из другой истории.

(3/5)

(c) Albert Magnus для kin0guru

Обзоры зарубежной кинофантастики на канале kin0guru: