Этруски- древний народ, некогда проживавший на большей части современной Италии. Происхождение этрусков не выяснено до сих пор. В начале нашей эры этруски растворились в пестрой массе народов Римской империи. От них остались лишь немногочисленные памятники выдающегося развития ремесел и искусств.
В 1836 году вблизи итальянского селения Черветери археологи нашли гробницу богатой этрусской женщины. Обнаруженные в ней украшения изумляли. Одно из них (длиной 26.7см) было украшено 55 крошечными уточками, каждая из которых была покрыта мельчайшими шариками из золота. Количество этих шариков достигало 120 тысяч! И многие украшения представляли собой медные пластинки со сложными узорами, выложенными тысячами мельчайших (диаметром около 0.2мм) золотых шариков.
Долгое время никто не мог объяснить, как можно было припаять золотую крупинку к медному основанию, не расплавив ее при этом. Ведь, расплавившись, крупинка потеряла бы сферическую форму.
Искусство грануляции, достигшее высочайшего уровня, достигшее высочайшего уровня в Древнем мире, позднее было забыто. Этот секрет этрусков был раскрыт лишь в 1933 году.
Если расплавить маленький кусочек золота, то капелька сама примет нужную сферическую форму. Вначале ювелир нарезал золотую проволоку на крошечные кусочки. Затем он смешивал их с угольной пылью и нагревал в тигле до температуры плавления. При этом кусочки золота плавились и сами приобретали сферическую форму. А этот секрет этрусков был раскрыт только в 1992 году.
Мастера-этруски использовали для соединения золотых шариков и медного основания такое медленное явление, как диффузия.
Этруски узор из крошечных шариков вначале наклеивали на лист папируса. Затем этот лист накладывали на медную основу будущего изделия шариками вниз. Далее драгоценный "бутерброд" медленно и долго нагревали. При этом в зоне контакта шариков и медной основы происходила диффузия золота и меди друг в друга.
В результате в очень тонком слое контакта шарика и медной основы образовывался сплав меди и золота. Секрет заключался в том, что температура плавления этого сплава была значительно ниже температуры плавления чистой меди и чистого золота.
Этрусские мастера нагревали будущее изделие до температуры плавления сплава - до 910С. При этом тончайший слой, в котором произошла диффузия, расплавлялся, а сами золотые шарики и медная основа оставались твердыми. При охлаждении сплав затвердевал, и золотые шарики, не потеряв своей формы, оказывались припаянными к медной основе.
Изделия этрусков до сих пор поражают своим изяществом и сложностью исполнения. Излюбленной техникой этрусков была зернь. В наши дни многие мастера не раз пытались изготовить такие мелкие шарики и найти способ их соединения с основанием. Но все найденные технологии оказались чрезвычайно трудоемкими.