Это одна из самых загадочных катастроф произошедших во время войны на Чёрном море. Первая версия, которая являлась официальной следующие пол века, и состряпана была по горячим следам гласила: «Судно, загрузив что то в Ялте, для чего то остановилось на траверзе Гурзуфа, тихо мирно стояло обвешенное красными крестами, но среди ясного неба появился один единственный самолёт-торпедоносец, подлетел почти вплотную и разворотил нос Армении, одной из двух выпущенных торпед, от чего она мгновенно и затонула. И это весьма неправдоподобная версия. Торпеда, при общем весе в 700 кг, единственная авиаторпеда Германии того времени, имела массу боеголовки всего 170кг, из которых взрывчатого вещества всего то килограмм под 100 и было. Это в общем то и не очень много для корабля того водоизмещения, какое имела Армения. Она могла бы конечно мгновенно потопить такого класса судно, но для этого ей надо было попасть ровно посередине, в центральную перегородку между отсеками живучести, что бы повредить хотя бы ещё 2 перегородки между отсеками, которых всего было 5, а повреждение носовой части не смогло бы при всём желании уничтожить корабль. Это первый вопрос из множества других. Цифра погибших колебалась от 5 до 10 тысяч, а число спасшихся от 5 до 70 человек. При чём первых никто не считал, а вторых никто не видел. По числу погибших меня терзают смутные сомненья, поскольку судно было рассчитано на перевозку только 980 человек, что и подтверждает факт того, что за свои 15 рейсов при эвакуации из Одессы оно перевезло 16 тыс человек. Ну это так, мысли вслух. Интереснее другое — Факт гибели есть, а виновного в нём нет. Если бы это был немецкий(румынский) лётчик, то он бы с дикой радостью сообщил бы об этом. Тогда ещё никто не верил что будет когда то трибунал, и за военные преступления против мирного населения будут судить кого то. Только беда в том, что не было вылетов торпедоносцев врага в этот день, погода была катастрофически нелётной. Полный минимум, при котором и сегодняшние самолёты то не летают. И даже если бы кто то сильно захотел полететь, у него бы это не получилось. Сделаем отступление, и угадаем кто и что эвакуировались на этом судне. Ну во первых это: «…руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек», члены их семей и часть партийного руководства Крыма.» Именно ради них судно подогнали к Ялте, и видимо к Гурзуфу, где немцами добивались остатки отступающих наших частей. И эвакуированы были почему то не наши разбитые, и впоследствии попавшие в плен части, а именно ответственные работники.
По официальным сведениям немецкий торпедоносец был марки He.111, но перебирая архивы выяснилось, что с сентября 1941 в 28 эскадрилье были лишь самолёты Ju.88A. И руководил той эскадрильей не «оберст Эрнст-Август Рот»(якобы получивший награду за торпедирование Армении), а генерал-майор Карл Ангерштейн (18.7. 1940—1.3.1942). Ещё великое множество «ляпов», но думаю этого уже достаточно, что бы распознать «липу».
Так же, порывшись в наших архивах, попалась интересная справка. Даже можно сказать, что пропагандистская «ложка мёда»: «В первый же день войны 22 июня 1941 г. первый заместитель наркома ВМФ адмирал И.С. Исаков приказал ставить оборонительные минные заграждения. С 23 июня по 21 июля корабли флота интенсивно минировали подходы к Севастополю, Одессе, Новороссийску, Туапсе, Батуми и Керченскому проливу. Всего Черноморский флот за время войны поставил 10745 мин. Из них в оборонительных заграждениях — 8388 мин. Как и другие наши флоты, он вел минную войну оборонительного характера.» Как можно натыкать 8388 мин в оборонительные заграждения, совокупная протяжённость которых была порядка 10 км во всех черноморских портах, очень даже сомнительно. Примерно 833 мины на погонный километр. Но есть на 1.5 метра приходилось 2 ! мины. То есть при диаметре мины 0.5 метра, между ними был промежуток 25 сантиметров. Весьма плотненько лежали, как мне кажется.
Так же имеется весьма грустная «бочка дёгтя», о которой никто старается сегодня не вспоминать: «…Развитие событий показало, что эти заграждения в основном создавали угрозу для нас. Они снизили оборачиваемость транспортного флота, затруднили деятельность боевых кораблей. В результате этих непродуманных минных постановок и невысокой подготовки штурманов, командиров кораблей и капитанов судов, в 1941 г. на Чёрном море от своих мин погибли 3 эсминца, 18 транспортов, катеров и других плавсредств, один эсминец и 2 тральщика получили серьезные повреждения.»
В этих списках наверняка только те суда, которые подорвались на своих же минах вне всякого сомнения, а что то мне подсказывает, что было их намного больше.
А так же попалась одна ещё, очень грустная фраза: «К началу военных действий немецкие корабли на Черном море отсутствовали». https://flot.com/blog/piton56/8599.php Хотя пару эсминцев румынских и даже одна подводная лодка и были, но нападать на наши порты да коммуникации они даже и не собирались.
И это всего лишь мысли вслух. И весьма противоречивая информация собранная по крупицам. А уж как её интерпретировать пусть каждый решит для себя сам.
И вот наконец недавно было сообщено что судно таки найдено. Хотя об этом было рассказано ещё в 2017 году, что оно типа обнаружено и обследовано. Но видимо тогда карты не так легли, либо зодиак был неблагоприятным, и судно было "найдено" повторно. Тут то и вышел ещё больший конфуз. Оказалось по характеру повреждений Армении ни как нельзя сказать, что она погибла от торпеды в носовую часть. А уж самое интересное, это то что и не от мины глубинной оно погибло. Попробуем разобраться в этой детективно-трагической истории в следующих главах.