1. Пусть пара влюбленных воссоздаст свою последнюю по времени ссору. Если никто не захочет признать, что они «ссорятся», пусть выбранная пара воссоздаст свой последний спор.
2. Теперь пусть эта пара продолжает ссору [спор], поменявшись ролями. Каждый партнер должен «сыграть» роль другого. Попробуйте применить метод Станиславского: каждый «актер» должен пытаться прочувствовать точку зрения того, кого он играет.
3. Найдите в вашей группе двух человек, имеющих разные точки зрения на какой-нибудь злободневный вопрос [например, запрещение абортов, свободное владение оружием, наркотики и т. п.]. Пусть каждый из них попытается по методу Станиславского представить точку зрения другого — как можно искреннее.
4. Найдите следующие тринадцать предметов:
• игрушечную пожарную машину,
• куклу Барби,
• репродукцию картины Пикассо,
• кирпич,
• отвертку,
• молоток,
• куриное перо,
• кусок пробки,
• резиновый мячик,
• кусок твердого дерева,
• магнитофон,
• порнографический роман,
• философский трактат Сенеки.
Разложите все эти предметы на полу и рассядьтесь вокруг них. Прежде всего разделите их на две группы — красные предметы и не-красные предметы. Подсчитайте, сколько у вас окажется спорных случаев [например, книга с красно-белой обложкой: положить ли ее в красную кучку или в не-красную?].
Теперь разделите 13 предметов на другие две группы — полезные предметы и игрушки. Сколько у вас получилось спорных случаев? Относится ли искусство к игрушкам? А порнография?
Обратите внимание, что в одной дуалистической системе две вещи попадают в разные группы, а в другой дуалистической системе те же самые две вещи оказываются в одной группе. Например, пробка и твердое дерево попадут в одну группу, если делить вещи на «деревянные» и «не-деревянные», но в разные группы, если делить вещи на «плавающие на поверхности» и «не плавающие на поверхности».
Обратите внимание, как будет выглядеть аристотелевский аргумент «Это "есть" либо А, либо не-А» после того, как вы найдете несколько предметов, которые оказываются на одной стороне при одном дуализме и по разные стороны при другом дуализме.
Вот вам несколько других дуализмов в качестве подсказки: «предметы для образования» и «предметы для развлечения», «научные» и «ненаучные» предметы, «хорошие» и «плохие», «органические» и «неорганические» предметы.
Постарайтесь придумать побольше самых странных и изощренных дуализмов.
На данный момент стоит отметить один очевидный факт. Вы извлечете для себя гораздо больше уроков, если будете на самом деле выполнять эти упражнения в группе, как вам предлагается, а не просто читать о них.