Найти тему
Шакко: об искусстве

Подвески королевы в советском и американском кино

Продолжаем говорить на тему «подвесок королевы»: сегодня про советских кинематографистов и их попытку решения загадки.

Кадр из советского фильма
Кадр из советского фильма

Когда в 1978 году режиссер Г. Юнгвальд-Хинкевич снимал «Д’Артаньян и три мушкетёра», у художника по костюмам, конечно, случился затык. Дюма же подробно подвески не описывал: «большой голубой бант, сверкающий алмазами» и «на левом плече сверкали подвески, схваченные бантом того же цвета, что перья и юбка». Вот и делай с этим, что хочешь.

Так и появился тот самый бант, который мы помним по советской экранизации – 4 ленты с бриллиантовыми круглыми «пуговицами», а сверху еще какая-то конструкция.

Кадр из советского фильма
Кадр из советского фильма

В реальных портретах Анны Австрийской ничего подобного нет – тогда, не только в 1620-е, когда происходит действие романа, но и вообще в 17 веке, такие «воздушные» украшения еще не делали, предпочитали более основательные вещи. Да и не было в 1978 году в СССР возможности порассматривать эти картины. У меня есть идея, чем вдохновлялся автор этого «украшения», но о ней в следующий раз.

Пока же давайте взглянем, что используют реквизиторы в английских и американских экранизациях – а они руководствуются переводом, где подвески названы «diamond studs», то есть вообще запонки.

-4

Там тоже круглые бриллианты в простой оправе. Таковы они в фильме 1948 года с Джином Келли (наши точно его видели) и в фильме 1973 года с Майклом Йорком (возможно, видели тоже).

Кадр из американского фильма 1973 года
Кадр из американского фильма 1973 года

Тут встает вопрос цены: 12 одинаковых гигантских бриллиантов – это невероятной цены вещь. Прикинем: на глазок каждый с ноготь большого пальца. Предположим, это по 30 карат.

Сколько такое стоит сейчас? Krupp Diamond, принадлежавший Элизабет Тейлор, весом в 33 карата в 2011 году был продан за 8,8 млн. долларов. Предположим, там цена выросла за имя владелицы. Даже если каждая из таких «подвесок-пуговиц» стоила всего по 1 млн долл. по деньгам того времени, но такие крупные камни редки, и вряд ли ювелиру Бэкингема удалось бы создать 2 шт. из ничего «до послезавтра». Явно Дюма описывает какое-то изделие, конструкцию.

Элизабет Тейлор и ее перстень с бриллиантом по имени "Крупп" ценой в 8,8 млн. долларов
Элизабет Тейлор и ее перстень с бриллиантом по имени "Крупп" ценой в 8,8 млн. долларов

Отдельно крупные драгоценные камни, как «пуговицы», в XVII веке действительно носили. Но не так, как у нас в кино, не на свисающих кончиках банта. Их пришивали все-таки намного более надежно.

И именно бриллианты для этого дела использовали еще редко. Потому что как следует их еще не очень умели гранить (свою лепту в прогресс огранки позже внесет Мазарини, но наша Анна пока еще с ним не знакома, и ему еще негде развернуться).

Завтра я расскажу о том, чем, на мой взгляд, вдохновлялись авторы тех "подвесок", которые носила в советском фильме Фрейндлих.

***

Первый пост цикла про подвески посвящен герцогу Бэкингему его украшениям.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.