Готовность работать на картели
Основа любой организации — люди: они выполняют основные задачи этой организации, занимаются логистикой, обеспечивают коммуникацию. Представьте самую крупную компанию в мире. Сколько работников ей понадобится?
Каким бы ни был ответ, картелям необходимо в разы больше людей. Это фермеры, выращивающие растения; химики, синтезирующие вещества; курьеры, занимающиеся транспортировкой. Но более того, нужны боевики, которые будут охранять всю систему.
Текучка людей в этой сфере очень большая: кто-то не выдерживает стресса, кого-то ловит полиция, кого-то убивают конкуренты. Но где же найти такое количество людей, согласных стать членами преступной организации?
Мы с вами живем в достаточно мирной стране, поэтому большинству сложно представить причины, по которой не один человек, а десятки тысяч людей добровольно становятся членами преступной организации, подвергая свою жизнь огромной опасности.
Что это за причины?
Многие Латиноамериканские страны довольно бедные: в Эквадоре (по данным на 2006 г.) 35% населения живет за чертой бедности, в Венесуэле — 37%. Экономику этих стран спасают только полезные ископаемые. Но рабочих мест на всех не хватит, а рабочие люди получают копейки.
Институт государства в этих странах слабый: нестабильная политическая обстановка, отсутствие социальных программ помощи населению и возможностей для трудоустройства и самореализации. Если человек рождается в Латиноамериканской стране, то стать успешным ему будет довольно трудно: из-за отсутствия университетов получить хорошее образование может не каждый, становиться хорошими спортсменами генетика позволяет единицам, стать успешным политиком в коррупционной системе непосильная задача. Потолок для большинства латиноамериканцев — зарабатывать на пропитание. В таких условиях трудно подготовиться к каким-то непредвиденным трудностям.
И именно в этот момент в игру вступают влиятельные картели.
«Нужны деньги, чтобы прокормить семью? Работай на нас и получай хорошие деньги!»
«Задолжал кому-то денег? Мы выручим тебя, но ты должен отплатить нам своей услугой.»
«Тебе угрожают бандиты? Мы защитим тебя, но только если ты вступишь в наши ряды.»
А что же полиция?
В таком мире полиция никак не сможет этому помешать: продажным офицерам предлагают взятки, а неподкупных устраняют боевики. Служащие правоохранительных органов массово увольнялись и мигрировали в другие государства (в большинстве случаев — Соединенные Штаты Америки), оставляя города без какой-либо защиты.
У людей просто не остается выбора, кроме как начать работать на картель.
Повезло с географией
Основной товар, который предлагают латиноамериканские картели на черным рынке, — кокаин. Его получают из листьев коки.
Кокаиновые кусты растут преимущественно в северо-западной части Южной Америки, поэтому Латиноамериканские страны являются монополистами в этой сфере. Более того, в Латиноамериканских странах развито сельское хозяйство, поэтому людям даже не надо проходить переквалификацию. Фермеры просто начинают выращивать другие растения.
Как же картелям удается торговать по всему миру?
Все привыкли, что на границах всегда проводится пристальный досмотр: системы для просвечивания багажа, собаки, представители полиции. Как же можно перевозить столько наркотиков? Ответ прост, многие страны Латинской Америки являются крупными экспортерами тропических фруктов (например, бананов).
Особенность перевозки этих фруктов — герметичные контейнеры. Фрукты необходимо перевозить недозрелыми, чтобы они не испортились в дороге, поэтому контейнеры нельзя открывать, пока они не доедут до конечной точки своего путешествия. Проверять все контейнеры государствам просто невыгодно, так как компания может подать (и подает) в суд за испорченную партию и отсудить круглую сумму.
Таким образом, из огромного количества контейнеров проверяют меньше 1%, следовательно, и вероятность найти партию запрещенных веществ, перевозимых вместе с бананами, стремится к нулю.
Картели торгуют не только кокаином, но и многими другими видами наркотиков, например, метамфетамином. Здесь им тоже повезло — была отличная площадка для тренировок.
В прошлом веке крупные картели, занимающиеся производством метамфетамина, находились в Соединенных Штатах Америки. Но уже в 1971 году Ричард Никсон заявил, что избавление от наркотиков является главной задачей США, и в 1973 было основано Управление по борьбе с наркотиками (УБН). Наркодилерам приходилось совершенствовать способы ведения бизнеса: лучше прятать свои лаборатории, модернизировать системы и методы распространения, учиться подкупать нужных людей. В конечном итоге УБН победило.
Если вы смотрели сериал “Во все тяжкие”, то, наверное, вспомните момент, когда главный герой перемещает свой бизнес в Мексику. Так было и с большинством существовавших в США организаций: лаборатории, боевики, менеджеры — все они переехали в Мексику. Полиция в Мексике не была такой опытной, как УБН в США, поэтому Мексика оказалась неготовой к борьбе с опытными картелями.
В конечном итоге, успех УБН оказался провалом, ведь если раньше они могли вычислять и нейтрализовывать целую ячейку, то сейчас они могут только ловить отдельных контрабандистов на границе, на место которых придут тысячи и тысячи новых.
Более того, даже в США появляются люди, готовые заниматься непосредственно контрабандой. Ежегодно абитуриенты берут кредиты на учебу под большие проценты. Однако получение диплома не гарантирует мгновенное трудоустройство на хорошую должность. Из-за этого бывшие студенты оказываются в долгах, из которых не могут вылезти. И тут на помощь спешат наркокартели, которые предлагают заманчивую сумму денег за контрабанду веществ в США.
Все эти факторы позволяют Латиноамериканским картелям торговать по всему миру, ежегодно получая внушительные суммы.