ConsScale опирается на большую и весьма спорную гипотезу о том, что сознание - это континуум. Многие философы, такие как Джон Серл из Калифорнийского университета в Беркли, отступают от этой идеи, потому что она подразумевает пансихизм, веру в то, что все вокруг нас в той или иной степени сознательно. Пансихизм поражает этих скептиков как тривиальность концепции сознания и возвращение к преднаучному взгляду на мир. Но для тех, кто задается вопросом и беспокоится о том, не создали ли мы непреднамеренно сознательные системы, Шкала сознания имеет более значительный провал: она предполагает, что ответ - да. Тесты сознания в целом страдают от проблемы округлости. Любой тест становится интересным только в том случае, если он нас удивляет, но если он нас удивляет, то доверяем ли мы ему?
Предположим, что тест обнаруживает, что термостат находится в сознании. Если вы склонны думать, что термостат в сознании, вы почувствуете себя оправданным. Если чувствующие термостаты покажутся вам глупыми, вы отвергнете вердикт. В таком случае, зачем вообще беспокоиться о проведении теста?
Что нам действительно нужно, так это детектор сознания, который начинается с первых принципов, так что он не предполагает результат. На данный момент, подход, который волнует большинство душ, это Интегрированная Теория Информации, или IIT, задуманная нейробиологом Джулио Тонони из Университета Висконсина. Как и во многих других отчетах о сознании, отправной точкой IIT является то, что сознательный опыт - это единство, неспособное быть разделенным. Сознание - это сплоченный опыт, который объединяет воспоминания и ощущения в последовательное, линейное повествование о мире.
IIT не предполагает, как должна выглядеть сознательная система. Это может быть мозг, цепь или черное межпланетное облако. Она просто должна состоять из какого-то типа единиц, эквивалентных нейронам: включения-выключения, которые соединены в сложную сеть. Мастер-часы управляют сетью. При каждом тике каждое устройство включается или выключается в зависимости от состояния других устройств. Агностическое отношение к составу является одной из сильных сторон IIT. "Что мне нравится в этом, так это то, что оно не предвосхищает проблему с самого начала, определяя сознание как биологическое состояние", - говорит Крисли.
Но что людям действительно нравится в IIT, так это то, что он количественный. Он описывает алгоритм вычисления степени взаимосвязанности сети, или Φ, определяемой как количество информации, которое не локализовано в отдельных частях, а распределено по всей сети. Теория связывает эту величину со степенью сознания. Тони предоставляет онлайн-инструмент для выполнения расчетов Φ. Вы рисуете карту системы предполагаемого сознания, подобную электронной схеме проводки. В принципе, можно ввести любую схему, начиная от алгоритма управления роботом-пылесосом и заканчивая полным коннектором (картой нейронных связей) человеческого мозга. Программа сгенерирует таблицу всех возможных переходов состояний, которая скажет вам о потоке сознания системы: какое сознательное состояние уступит место какому другому сознательному состоянию.
Сеть может гудеть с разной скоростью, только одна из которых будет квалифицироваться как скорость мысли.
Оттуда программное обеспечение проходит все возможные пути, которыми сеть может быть разорвана на две части. Оно вычисляет, насколько тесно связаны эти две секции, математически дребезжащей одной стороной, чтобы увидеть, как другая сторона реагирует. Среди всех этих способов погружения в систему, один будет реагировать меньше всего на дребезжание. По принципу, что любая цепь прочна только в том случае, если ее самое слабое звено, этот минимальный эффект дает оценку того, насколько тесно взаимосвязана система, и что количество Φ. Значение Φ низкое в фрагментированной сети (которая имеет только ограниченное количество соединений) или в полностью интегрированной сети, которая ведет себя как единый блок (которая настолько тесно взаимосвязана, что не обладает гибкостью). Ценность Φ высока в иерархической сети, состоящей из независимых кластеров, которые взаимодействуют - человеческий мозг является ярким примером.