Найти в Дзене
L'Oriental

Пантюркизм: сделано в России

Под пантюркизмом понимают политическое и социально-культурное течение, распространенное в государствах, населенных тюркскими народами. В основе пантюркизма лежат идеи консолидации на основе этнической, культурной и языковой общности.

Современные территории проживания тюркских народов
Современные территории проживания тюркских народов

Корни пантюркизма уходят далеко в историю и тесно связаны с понятием «Турана», являющего своеобразным геополитическим противовесом Ирана – центра персидской культуры. Туран не имел ничего общего не только с границами современной Турции, но и с просторами Османской империи. Так, он существовал на территории Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, а также северных провинций Пакистана и Афганистана. Эти земли являлись прародиной «туранских» народностей, к которым причислялись все этносы урало-алтайской языковой семьи.

Согласно преданию, иранский царь Фаридун поделил мир между тремя своими сыновьями. Старшему Салму достался запад ойкумены (согласно другой традиции, крайний Восток — Китай), младшему Эраджу — Иран, а Туру , среднему сыну царя — северные земли, которые и стали именоваться Тураном. Тур вместе с Салмом предательски убили Эраджа, заманив его в Туран. Фаридун, узнав о гибели любимого сына, не простил Тура и повелел вырыть грандиозный ров на границе между Ираном и Тураном, который превратился в реку Амударью. В наиболее распространённой версии иранского эпоса, зафиксированной в поэме Фирдоуси, туранцы, потомки Тура, изображены извечными антагонистами царей Иранского нагорья.

Концептуализация пантюркизма началась в конце 19 века, что было связано с развитием культурно-философских течений в среде крымских татар Российской империи. Многие татары, не скорою, желали воссоединиться с Османской империи, что в конечном счете и стало ключевым посылом данной идеологии.

Одним из первых, кто вдвинул идею консолидации и просвещения всех тюркских народов стал публицист Исмаил бек Гаспринский. Что интересно, писатель не разделял русофобские настроения, нередко царившие в то время в Крыму. Наоборот, он активно выступал за мирное сосуществование турецких и славянских народов, отмечая многочисленные положительные качества последних. Как раз поэтому идеи, выдвинутые Гаспринским, были тепло приняты представителями не только крымской, волжско-уральской, среднеазиатской и азербайджанской, тюркской диаспор, но и русской интеллигенцией и духовенством. Исмаил предпринял первые шаги по унификации всех тюркских языков путем упрощения и очищения существующей тогда формы турецкого языка от персидских и арабских заимствований. По его замыслу этот язык должен был стать единым языком всех тюркских народов мира. Показательно, что идеи этого проекта легли в основу современного турецкого языка, сменившего османский язык при Кемале Ататюрке.

Первым серьезным научно-теоретическим обоснованием пантюркизма считается статья татарина из Казани Юсуфа Акчуры «Три вида политики». Работа 1904 года призывала турок оставить в прошлом идеалы османизма и исламизма и обратиться к турецкому национализму и пантюркизму. Поначалу его идеи считались экстремистскими, но постепенно приобретали всё большую популярность. Четыре года спустя, в 1908 году вышла в свет статья уроженца Бакинской губерни Али Гусейнзаде «Тюркизация, Исламизация, Модернизация», в которой идеи пантюркизма нашли дальнейшее развитие.

Волчица Ашина - прародительница тюрков
Волчица Ашина - прародительница тюрков

Окончательное оформление пантюркизма с написанием романа «Ени Туран» («Новый Туран») завершили такие видные турецкие авторы, как Зия Гёкальп и Халиде Эдлиб Адывар. Роман в героической форме прославил прошлое и будущее турецкой расы, символом которой стала волчица – мать нации, которой поклонялись тюрки пред принятием Ислама.