Были в советские времена понятия, канувшие в Лету. Например, "дефицит". Недостаток качественных и разнообразных товаров и услуг. То, к чему мы относимся как к обычным вещам, в 70-е можно было получить только по блату. Ещё одно понятие тех времён. Означает оно - услуга за услугу.
Помню, по блату "доставалось" многое. Попасть к хорошему стоматологу, например, можно было только по знакомству, по рекомендации. Конечно, и рекомендателя, и стоматолога следовало "отблагодарить".
Несли и конвертики, и спиртное. У моего деда была возможность достать югославскую стенку, вот этой-то возможностью и расплатились за мои зубы. Импортные пломбы, знаете ли, в городских стоматологиях не ставили.
Поэтому-то и жил Антон Семёнович Шпак шикарно по советским временам - антиквариат, дефицитная бытовая техника, шикарный по тем временам бар, импортная одежда.
Начал писать статью - и сколько сразу специфических, позабытых понятий припомнилось! "Импортные джинсы" - мерило модного молодого человека в те годы! И грустно, и смешно немного.
Вернёмся к Шпаку. Тогда, в 70-е, уже осознали ценность старинной мебели. Обратите внимание на чудесные предметы из натурального дерева - шкафчик-поставец, кресла, стулья.
В шкафу хрусталь и фарфоровые статуэтки, которые хочется рассмотреть поближе.
Впрочем, вместе с ценными предметами попадаются и откровенно китчевые. Обратите внимание на картину с гламурной парочкой, как у Буше или Фрагонара - вот уж явно из серии "дорого-богато": роскошная рама с стиле барокко, пасторальный сюжет.
И рядом налеплены картинки с девушками. Такой уж был декоративный приём - глянцевые красотки из календарей украшали стены.
На другой стене, которая просматривается во время бегства Милославского из квартиры, масса репродукций в рамках: женский портрет работы Рокотова, реплика картины "Шоколадница", фотографии - женщины и ещё раз женщины - Шпак жил холостяком.
Кстати, на той миниатюре, на которую облокотился Милославский - тоже женская фигура.
Небольшие статуэтки хороши. Я заметил мраморную Венеру на телевизоре и бронзовую фигурку женщины рядом, возле телефона.
Обнажённая натура - частый сюжет в искусстве, и предметы декоративного характера часто изображали богов и богинь без одежды.
Вазы, стоящие на шкафчике, вызывают недоумение. Если на столе, похоже, ширпотребовский Мейсен или реплика, то эти заставляют задуматься.
Я не могу отнести их к какой-либо известной мануфактуре. Видимо, случайные подарки благодарных клиентов.
На полу - простецкий ковёр советского производства. Он хорошо мне знаком, потому что такой же достался мне от бабушки. Популярный размер, 3 х 4м, материал - шерсть с синтетикой.
Такие ковры были носкими, не выгорали, и пылесосить их удобно - ворс низкий.
Про бронзу хочется поговорить отдельно. Она хороша - и настольные массивные часы, и небольшая люстра молочного стекла с металлическими накладками-аппликациями.
Канделябр-многосвечник стоит на специальной трёхногой этажерке с гнутыми ножками. 18-19 веках такие подставки использовались для кашпо и статуэток.
Жаль, что невозможно вблизи рассмотреть плотные портьеры. Они красиво оттеняют старинные предметы и придают благородство пёстрому, эклектичному интерьеру.
Похоже, что это тяжёлый шёлк с золотистым узором.
Про бар в доме Шпака написано много. Действительно, тогда подобный признак "красивой жизни" был далеко не у всех. Да что там, только в кино и видели.
Это потом, позже, желающие завели себе нечто подобное. Набор бутылок с алкоголем сейчас удивления не вызывает. В 70-е и "Чинзано", и хороший коньяк, и тем более виски свободно не продавались.
Хрусталь тоже относился к разряду дефицитных товаров, его наличие в доме свидетельствовало о зажиточности.
И открывается бар не так-то просто. Не бар, а настоящий сейф. Милославский, грабящий квартиру, случайно нажимает локтем на миниатюру - и дверца открывается! Можно подумать, что там хранятся великие сокровища! Но нет, облигации и наличка не защищены так, как алкоголь, они просто заперты в старинном бюро.
Техника в квартире стоматолога свидетельствует не просто о достатке , а об определённой роскоши. Импортный телевизор так просто было не купить, как и кинокамеру - она лежит на столе.
Кстати, "ЛОМО-Аврора" и "Кварц", обретающиеся в нашей семье с незапамятных времён, снимают чёрно-белое кино всё так же хорошо, как, наверное, и кинокамера Шпака. Правда, у добычливого Антона Семёновича камера импортная. Для просмотра нужен ещё проектор и экран.
Японский магнитофон - мечта моего детства. Такой можно было купить в "Берёзке" или в "Альбатросе" на валюту или боны. Иногда из-под полы ими приторговывали моряки. А у Шпака таких импортных "игрушек" целых две: катушечный National RQ-1585 и кассетник Philips EL 3302. Домушники охотно выносили из квартир такую технику - она уходила влёт.
Современным предметам тоже нашлось место в квартире. Трёхногий торшер с полихлорвиниловым абажуром, низенькая тумбочка в стиле 60-х - возможно, эти предметы остались с тех пор, когда Шпак был молод и беден?
Да, Шпак жил на широкую ногу и прилежно копил богатства, достающиеся ему нечестным путём. Стоматология всегда считалась прибыльной профессией - зубов у человека 32, всегда найдётся что полечить. И благодарные пациенты, стоящие в очередь к хорошему специалисту, находили возможность его отблагодарить.
"Иван Васильевич меняет профессию" - комедия фантастическая, но при этом правдоподобно изображающая действительную жизнь 70-х. И персонажи узнаваемые: и молодой инженер Шурик, и управдом Бунша, и его супруга. И зубной врач, Антон Семёнович Шпак.