Найти тему
Заметки с дивана

Религия – основа нравственности, но нравственна ли она сама?

Я не против нравственных идеалов христианства. Нравственность есть основа общества – конструктивные горизонтальные связи, позитивные отношения человека с человеком. Быть против означало бы разрушать общество, способствовать его атомизации и распаду.

Однако, в рамках религии Книги, с моей точки зрения, негативным аспектом является то, что нравственные заповеди базируются на абсолютном авторитете, а не на объективных социальных законах. Якобы Всевышний Бог, единственный в своём роде, всё создавший и всем управляющий, сообщил людям набор моральных правил обязательных к исполнению. Нарушители будут Милостивым и Милосердным покараны крайне немилосердно и, надо понимать, без всякой милости…

Проблема возникает тогда, когда авторитетность этого источника нравственных законов подорвана. Тогда у разуверившегося возникает соблазн решить, что раз Бога нет, то всё дозволено. Это ошибка, нравственность остаётся базисом для существования общества вне зависимости от того, реален библейский Бог или вымышлен. Потому-то, например, советский материалистический атеизм не был безнравственным.

Лежащий в основе строительства нового справедливого общества – «Моральный кодекс строителя коммунизма» – свод нравственных рекомендаций, заменил 10 библейских заповедей (декалог) Закона Божьего. И, вопреки популистским бредням Геннадия Андреевича Зюганова, никогда не списывался с библейского декалога, а, повторюсь, просто его заменил. Что, кстати, позволило нам создать мощнейшее государство мира.

А что не так-то, кроме идеологических пассажей?
А что не так-то, кроме идеологических пассажей?

Другой проблемой библейских заповедей, на мой взгляд, является их некоторая непродуманность. Ну, например, «не убий». Вопросов нет. Что эта заповедь воспрещает лишь убийство не по закону (то есть, казнь, юридически оформленную, никто не отменял) я сейчас даже разбирать не буду. Нельзя убивать человека, стало быть, нельзя. А вот, скажем, избить, покалечить другого человека можно? Заповеди не запрещают… Так что, значит можно? Но ведь подсказывает же интуиция, что это тоже не правильно – избить человека, тем более, его покалечить, а библейской заповеди на этот счёт отчего-то не существует…

Если бы была напрашивающаяся обобщающая «заповедь», скажем, «не вреди», и существующие нравственные заповеди стали бы яснее, и можно было бы легко их перечень расширять. Раз «не вреди» – значит и не убий, значит и не избивай, не калечь, значит и «не укради» – это ж тоже причинение вреда другому человеку, с которым ты живёшь бок о бок в одном обществе. Но такой заповеди «не вреди» в религии Книги нет. Есть нечто похожее в рамках культа Асклепия – бога медицины. Самый известный на сегодняшний день жрец Асклепия – Гиппократ провозглашал нечто похожее – «не навреди!» Но то ж архаичное язычество, да? Для христиан, всё что не религия Книги – то язычество, а что не христианство – то ересь…

А если Он единственный, и никаких других богов не существует, тогда против кого Он заповедует?
А если Он единственный, и никаких других богов не существует, тогда против кого Он заповедует?

Ладно, а вот всё ж «не укради» – в Библии записано. Понимаю, похищать чужое имущество или деньги – это не позволительно. А как Библия относится к такому примечательному социальному явлению: когда один человек, получивший в собственность средства производства, нанимает людей, которые будут с помощью этих средств производства создавать прибыль. Прибыль, значительную долю которой владелец средств производства присвоит. Воровством-то это не назовёшь, стало быть "не укради" здесь не применимо... Предприниматель создал рабочие места, ну разве не молодец?! На эти места посадил работяг, которые создают ему прибыль. Так как? С нравственной точки зрения, всё в порядке?

Да в рамках христианства не то, что капитализм, так витиевато мной упомянутый, даже рабство не осуждается! Не сказать ещё хуже... Понятие «раба божьего» не делает ли автоматически Бога главным рабовладельцем? А если даже Бог рабовладелец, так что ж порочного в том, что некоторые из его «рабов» сами будут таки немножечко рабовладельцами… Тут впору вспомнить анекдот про Вовочку, случайно заставшего родителей за занятием любовью: «И эти люди запрещали мне ковырять пальцем в носу!» Это я так о христианстве, которое поучает нас нравственным идеалам…

В общем, «Моральный кодекс строителя коммунизма», как теоретическая основа нравственности, понадёжней будет!