8 января 1977 года в Москве впервые была проведена серия террористических актов - это страшное происшествие потрясло весь СССР.
Они унесли жизни семерых человек. На поимку террористов были брошены все силы КГБ и МВД СССР. Под подозрением оказались украинские и армянские сепаратисты. Улики уголовного дела хранятся в архивах КГБ и по сей день.
8 января, суббота. Выходной день. У школьников — зимние каникулы. На столичных улицах и в подземке многолюдно.
Хронология событий того дня :
17:31 Станция «Измайловская». Останавливается поезд, следующий из центра. Проходит около 15 секунд, и поезд трогается. До следующей станции — «Первомайской» — ехать чуть больше двух минут. Эти минуты для пассажиров третьего вагона поезда станут роковыми. Именно в третьем вагоне прогремит взрыв. От него погибнут семеро пассажиров, 30 будут ранены.
18:05 В торговом зале продуктового магазина № 15 на улице Дзержинского (ныне Большая Лубянка), неподалёку от зданий КГБ СССР в Бауманском районе, раздаётся второй взрыв. Бомбу террорист положил под прилавок. Во время взрыва осколки бомбы вошли прямо в металлический каркас прилавка. Осколками ранено было всего несколько человек. Серьёзных травм не было.
18:10 взрывается урна около продовольственного магазина № 5 на улице 25 Октября, напротив Историко-архивного института. Как потом расскажут специалисты, массивная чугунная урна спасла проходивших мимо людей: она не разлетелась на осколки, а вся энергия взрыва ушла вверх.
На экстренном совещании с КГБ, МВД и армией Леонид Брежнев даёт жёсткое указание в кратчайшие сроки найти террористов. Дело о трёх взрывах получает кодовое название «Взрывники»
Следствие
К поискам преступников были привлечены лучшие следователи прокуратуры МВД и КГБ СССР. Руководил оперативно-розыскной группой генерал-майор КГБ В.Н. Удилов.
Было опрошено более 500 свидетелей, видевших предполагаемых преступников. Однако никто из них так и не смог чётко описать внешность преступников, многие граждане путались в своих показаниях.
По собранным осколкам взрывных устройств следователями были установлены детали и материалы, которые использовались при их изготовлении, выявив места изготовления и продаж данных деталей, сыщики сузили круг поиска подозреваемых городов этими городами были: Ереван, Харьков и Ростов - на - Дону.
Выдвигались версии, что теракты могли устроить украинские или армянские националисты. Позже в аэропорту Ташкента один из сотрудников КГБ обратил внимание на сумку в руках пассажира: сумка была такой же, что использовалась террористами. Сыщики выяснили что данная сумка была сшита в Ереване.
Эксперты установили, что электросварка бомб была проведена особым электродом который использовался только на предприятиях ВПК. На основании этого пришли к выводу, что кто-то из террористов работает в «оборонке»
В конце октября 1977 преступники не угомонились и решили провести еще один теракт, с этой целью они прибыли в Москву на Курский вокзал. Взяв обратные билеты на поезд «Москва — Ереван», они вышли, оставив сумку с бомбой в зале ожидания вокзала. Спустя несколько минут бесхозная вещь обратила на себя внимание одного из пассажиров, который заглянул внутрь сумки и, обнаружив мотки проводов и часовой механизм, сообщил о находке в дежурную службу милиции. В результате следственного осмотра были получены ценные улики: синяя спортивная куртка с олимпийской нашивкой из Еревана и шапка-ушанка. На шапке сыщики обнаружили несколько чёрных волос.
По находке составили приметы предполагаемых преступников. По этим приметам проверяли все поезда южного направления. В поезде на границе Грузии и Армении отряд милиции обратил внимание на Акопа Степаняна. н был одет в синие спортивные штаны из того же комплекта, что и обнаруженная ранее куртка. Подозрение милиционеров вызвал и его друг-попутчик Завен Багдасарян. Позже при обысках в квартирах Степаняна и Багдасаряна следователи нашли дополнительные улики, подтверждающие их участие в теракте. Через некоторое время задержанные дали показания на третьего — организатора и, по их словам, вдохновителя терактов, бывшего активиста сепаратистской «Национальной объединённой партии» Степана Затикяна.
Во всё время следствия Затикян не признал своей вины.
А его соратники давали путанные, противоречивые показания. Суд продолжался 8 дней. Леонид Брежнев приказал снять суд, чтобы потом сделать документальное кино. «Я уже неоднократно говорил, что я отказываюсь от вашего судилища и ни в каких защитниках не нуждаюсь! Я сам обвинитель, а не подсудимый, вы неподвластны меня судить», — говорил Степан Затикян в последнем слове. А потом на армянском добавил: «Передайте другим — нам остаётся месть и только месть». Всех подсудимых Верховный суд СССР приговорил к расстрелу. Спустя 5 дней, без отсрочки, приговор привели в исполнение.
Всем спасибо за внимание кому понравилось лайк подписка, всем добра!)