Найти в Дзене
Нетривиальное Чтиво

Легендарный манипулятор, завоевавший миллионы читателей

Лицемер и подхалим Карнеги получил бешеную популярность в нашей стране. Им зачитывались и советовали друг другу. И в каждой образцовой семье, где-то между Драйзером и «Джейн Эйр», неизменно помещался пухлый томик «обаяшки Дейла » .

Родоначальник книг о саморазвитии и личном успехе, ставший добрым другом и наставником миллионов людей, на самом деле был банальным манипулятором.

Дейл Карнеги
Дейл Карнеги

Тонкие губы и хитрый взгляд сразу выдают человека фальшивого, и что называется «себе на уме». Собственно, таким он и являлся. И весь его подход заключался в том, чтобы «казаться, а не быть». С помощью специальных приёмов он «залазил без мыла в… (ну вы поняли)», чтобы заставлять людей плясать под свою дудку и производить на них выгодное впечатление.

Рассмотрим несколько его советов тем, кто хочет «завоевать друзей». Помимо необходимости улыбаться и «ласкать слух» собеседника звуком его имени, Дейл рекомендует:

Быть хорошим слушателем. Поощрять других говорить о самих себе.

Карнеги делится с нами историей о том, как на одном из мероприятий ему удалось разговорить незнакомую даму, и не без гордости заявляет, что её «рассказ растянулся на сорок пять минут»…

Как вы думаете, интересно ему было её слушать? Сомневаюсь. Но он старательно изображал интерес. То есть сознательно манипулировал этой женщиной, задаваясь вопросом, когда же она, наконец, заткнётся. Но при этом улыбался и кивал головой.

Когда нам правда интересно, мы слушаем без всяких советов. Советовать быть хорошим слушателем, всё равно, что советовать быть хорошим «кушателем» - когда появится голод, мы и так поедим, без подсказки. Другое дело, если мы хотим ПОКАЗАТЬСЯ хорошим собеседником. Тогда действительно придётся старательно выслушивать любую ахинею…

Говорить о том, что интересует вашего собеседника

Автор ставит в пример некоего Эдварда Чалифа – командира отряда бойскаутов. Который начал разговор со спонсором не с прямой просьбы денег, а издалека. Он хитро завёл речь о том, что было интересно его собеседнику. То есть сначала втёрся в доверие, а потом между делом упомянул истинную цель визита. В результате ему дали денег даже больше, чем он рассчитывал. «Красава», чо. Знатно развёл спонсора. Остап Бендер мог бы им гордиться.

Поступать так, чтобы другой человек почувствовал себя значительным – и делать это искренне

Здесь маэстро бахвалится удачным опытом расположения к себе раздраженного почтового служащего:

Мне пришла в голову мысль попытаться понравиться этому клерку. «Очевидно, я должен сказать что-либо приятное, но не о себе самом, а о нём», - сказал я себе. Итак, следовало решить задачу: что в нём есть такого, чем можно было бы искренне восхищаться? [...]Это оказалось не сложно [...] отдав ему конверт, я с искренним воодушевлением заметил:
- Мне определённо хотелось бы иметь такие же волосы, как у вас.

Занавес. Вы читали что-нибудь более тошнотворное? Я – нет.

О какой искренности постоянно твердит автор, если все его ходы преднамеренны и спланированы? Сама по себе цель понравиться кому-либо, уже с головой выдаёт фальшивку.

Ну, ладно, допустим лицемерие и манипуляция сделают своё дело и подхалим завоюет симпатию конкретного человека. Дальше что? Какие перспективы у этой «дружбы»? Два абсолютно ненужных и неинтересных друг другу человека, один из которых пустил другому пыль в глаза, также быстро разбегутся, как и сошлись.

Настоящая дружба несовместима ни с какими приёмами и заготовками. Самая ловкая манипуляция может дать только сиюминутный эффект. И прежде всего потому, что обманом завоёванные друзья по-настоящему не нужны самому обманщику. Когда есть реальный интерес, изображать его нет нужды. Он сам себя проявит естественным образом. Равно, как и улыбка сама придёт в момент радости.

Возможно, в нём говорили комлексы, что он думал, будто для завоевания друзей обязательно нужно прикидываться «няшкой», а если быть таким, какой есть, никому не будешь интересен. Не знаю. Зато я точно знаю, что люди быстро распознают подделку и посылают такую «милоту» далеко и надолго. Лживый фарисей не нужен никому.

Кстати, говорят, Дейл Карнеги умер в одиночестве. Что совсем не удивительно.