_ Евразийские Исследования. Мюнхен, 30 апреля 2020 г.
Нижняя палата Республики Узбекистан одобрила вступление страны в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в качестве государства-наблюдателя. Идея состоит в том, чтобы более детально изучить опыт других стран-участниц объединения (РА, РБ, РК, КР, РФ) и лучше взвесить все плюсы и минусы возможного вступления в ЕАЭС ближе к 2025 году. Специальная рабочая группа в парламенте РУз пришла к выводу, что более тесное сотрудничество с ЕАЭС будет отвечать национальным экономическим интересам страны.
В настоящее время Юрий Кофнер, руководитель мюнхенского аналитического центра «Евразийские Исследования», проводит комплексное исследование вызовов и возможностей потенциального участия Узбекистана в ЕАЭС.
Предварительные результаты его исследований, проведенных до настоящее время, собраны ниже:
Торговля товарами
Вступление Узбекистана в ЕАЭС повлияет на взаимную торговлю товарами сторон следующим образом (в настоящее время результаты имеются только для отдельных товарных групп):
* В рамках моделирования Узбекистану предоставлено исключение в виде сохранения своих импортных пошлин на автомобили и запчасти от третьих сторон на текущем (более высоком) национальном уровне.
Следовательно, взаимная либерализация торговли, осуществляемая в случае потенциального вступления Узбекистана в ЕАЭС, только по этим товарным группам будет означать увеличение экспорта товаров из Узбекистана в Евразийский экономический союз на 775 миллионов долларов США. Это будет соответствовать увеличению ВВП республики как минимум на 1,5%. Разделяя эту сумму на население страны, условно каждый гражданин Узбекистана станет на 23 доллара США богаче.
Торговля услугами
Участие Узбекистана в общем финансовом рынке Союза увеличило бы общий объем узбекского экспорта банковских услуг в Евразийский экономический союз на 1,5 млн. долларов США (+ 54%) и евразийский экспорт в Узбекистан банковских услуг на 5,3 млн. долларов США (74%). Валовой эффект благосостояния для Республики Узбекистан от от интеграции в финансовый рынок объединения составило бы 2,3 млн. долларов США. Ни узбекские, ни евразийские банки не понесли бы убытков от взаимного открытия их рынков капитала.
Трудовая миграция
При потенциальном вступлении Узбекистана в Евразийский экономический союз приток узбекских трудовых мигрантов в страны-участницы ЕАЭС увеличится на 734 тыс. человек (+ 37%). Взаимная трудовая миграция между пятью другими государствами-членами ЕАЭС, то есть, скорее всего, из КР и РА в РФ и РК, сократится на 268 тыс. человек (-3,6%). Личные денежные переводы из стран ЕАЭС в Узбекистан могут увеличиться на 1,2 млрд. долларов США. Это увеличит ВВП страны на 2,4%.
В итоге, суммируя эффекты только по вышеприведеннным направлениям, общий эффект от вступления Республики Узбекистан в ЕАЭС может составит увеличение ВВП страны как минимум на 4%. Условно, каждый узбекистанец стал бы на 60 долларов США богаче.
Все перечисленные выше предварительные результаты исследования были получены с использованием модели частичного равновесия. Для Узбекистана автор собрал наиболее актуальную информацию о тарифных ставках, ставках акцизного налога на импорт, а также авторской методологией оценил адвалорные эквиваленты соответствующих нетарифных барьеров.