Найти тему
Виктор Черноусов

Разве Христос проповедовал дух мертвых?

Есть несколько мест в Библии, которые как бы обосновывают абсурдное учение, например, не соответствующий Библии учение о состоянии мертвых после смерти.

Одно из мест это 1.Петра 3:18-20, которая, казалось бы, поддерживает мировоззрение как верующих, так и неверующих предположение о бессмертии души и о том, что душа человека после смерти оставляет тело и отправляется в рай или ад, или где - то по центру – на очищение.

Существуют два основных объяснения этого места:

1) Иисус сразу после смерти отправился в царство мертвых, чтобы проповедовать всем живущим в аду и дать им вторую возможность.

Сразу стоит отметить, что эта версия не имеет оснований в Библии.

Во - первых, судьба человека решается во время его жизни, основываясь на его сознательном выборе. Душа человека после смерти никуда не отсоединится от нее, но так и остается в теле погребённом в земле, в бессознательном состоянии, ожидая пришествия Иисуса Христа. Библия приравнивает смерть к сну, и мертвые после смерти в следующий раз откроют глаза только тогда, когда Иисус придет на эту землю. Это к примеру когда спим, – всё происходит в один момент, вечером глаза закрыли - уснули, а утром проснувшись, то для нас сон пролител как один миг.(Мф.16:27; Пс.145:4; Еккл.9:5-6; Ин.11:11).

Во - вторых, исходя из первой точки, мы не находим в Библии никаких оснований, что мертвые попадут в рай или в ад, или в чистилище. Они попадают в землю. Библия ничего не учит о чистилище, а также о каком-то аде, в котором грешники попадают после смерти и горят в вечных мучениях. Библия учит, что грех и все, кто с этим связан, в конце концов будут уничтожены в море огня и серы – один раз и полностью.

В-третьих, опять же дополняя первый пункт, Библия учит, что «И как человекам положено однажды умереть , а потом суд,» (Евр. 9:27). Судьба каждого человека решается во время его жизни, основываясь на сознательном выборе, и после смерти никакой второй возможности не даются.

2) не Иисус, а Ной был тем, через кого дух Иисуса проповедовал в своё время для мира.

Посмотрим, почему второе объяснение не противоречит, а наоборот – полностью совпадает с письменным учением.

Чтобы понять это место правильно, важно иметь ввиду, как оно совпадает согласуется с посланиями Петра, а также с остальной частью Библии.

Живой в духе

В разговоре Христа с самаритянкой пояснил, что «Бог - дух» и Ему можно поклоняться везде, потому что Бог не ограничивается только в храме Иерусалима или в каком-нибудь сегодняшнем соборе (Ин.4:24). Соломон в своей молитве после построения Храма говорит: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил.» (3.Царств. 8:27)

Быть всюду присутствующим – быть в духе – возможно только божественному природе, и Христова природа была именно такой, прежде чем Он принял тело человека.

Но после того, как тело Христа было пригвождено ко кресту, Христос воскрес в обновленной плоти, духе, который не подчиняется законам физики. Например, Иисус вошел в верхнюю комнату к ученикам, которые были напуганы и собрались за запертыми дверями (Ин .20:19).

После воскресения, хотя сохранил облик своих телесных дней, Христос полностью восстановил первоначальную божественную природу. Это тайна, но факт в том, что Христос сегодня и в вечности будет и Сыном Человеческин и Сыном Божьим.

Это делает для нас понятными слова «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,», другими словами, Христос в своей божественной природе – в состоянии, которое Он имел до прибытия на землю – через Ноя проповедовал своим соотечественникам в своё время.

Возникает два вопроса: каким образом Христос проповедовал через Ноя и почему они называются духами в тюрьме?

Христос через Ноя

Во - первых, Бог говорит через Своих людей народам Святым Духом и Ной был одним из них, назвав проповедником правды: «и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;». (2.Петра. 2:5)

Во - вторых, Петр в начале своего первого письма утверждает, что во все времена через пророков говорил дух Христа, который жил в них: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.». (1.Петра. 1:10-11)

Становится очевидным, что Петр говорит о духе Христа, который через Ноя говорил миру. Но почему они называются духами в тюрьме?

Духи в тюрьме

В Писании во многих местах мы сталкиваемся с тем, что реальные, живые люди называются «духами». Например, 1.Кор. 16:18 «мой и ваш дух» предназначено «меня и вас». И в конце. 16:18 Павел использует слова «милость к вашему духу», говоря о братьях в Галатии.

Продолжая мысль, стихах 19 и 20 этой же главы указывают, что словом «духи» предназначены люди или «души», потому что из всех «духов в темнице» спаслись только «немногие, а именно, восемь душ» (1Петра. 3:19-20).

Учитывая, что в истории Ной не читаем о каком-то буквальном месте – тюрьме, надо обращаться к случаям, когда «тюрьма» используется в переносном смысле. Петр говорит о тюрьме как о состоянии, в котором человек пленен в цепях врага этого мира. Это полностью совпадает с миссией Христа, потому что Исаия пророчествовал о Христе, который придет, «чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы» (Ис. 42:7). И сказал сам Христос: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное.» (Лк. 4:18-19)

Становится совершенно ясно, что дух Христа через Ноя проповедовал послание мира для мира в котором он жил, давая возможность каждому выбраться из цепей греха врага – тюрьмы, но они этого не пожелали. И теперь они прах земли, ожидая пришествия Христа (1Петр. 4:6).

Выводы

Петр призывает верующих быть верными Богу, даже если люди не слушают и даже если надо бороться за справедливость. Он поощряет нас двумя примерами: так Христос служил на этой земле и все же был отвергнут, и так же произошло с Ноем, в котором был дух Христа.

«Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.». (Гал. 6:9)

«Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью». (Пс. 126:5)

Девис Трубецкой - Пастор