Найти тему

Образ и подобие Божие в человеке.

https://vesti.ua/img/forall/u/3/88/1-_Jq4qq8PAd3oBLGY54CdpQ.png
https://vesti.ua/img/forall/u/3/88/1-_Jq4qq8PAd3oBLGY54CdpQ.png

«И сказал Бог: сотворим человека но образу Нашему, по подобию Нашему…И сотворил Бог человека по образу Своему; по образу Божию сотворил его» (Бытие 1. 26, 27).

Носителем образа Божьего в человеке является его душа. Образ Божий заключается в способности души мыслить, чувствовать, исполнять принятые решения, а также в ее бессмертии. Силы души: память, разум, воля — есть черты Образа Божьего в человеке. Свойства души: свобода, бессмертие, ум, чувства — также суть черты Образа Божьего. Бог есть Свобода — и человек обладает этой свободой. Человеку предоставлена свобода нравственного выбора — возможность самостоятельно избрать путь служения Господу, угождения Богу или путь противления Ему.

Наиболее часто в святоотеческой традиции соотношение образа и подобия Божия передается с помощью выражений «дано–задано» или «по творению – по произволению», а также «по творению – по соучастию». Утверждается, что образ Божий дан человеку при его сотворении как неустранимая основа его бытия. А подобие – задано как поставленная перед ним цель уподобления Богу как своему Первообразу своими личными усилиями. Человеку дается, таким образом, не «готовое подобие Божие», а только возможность его достижения.

Другими словами, возможность перехода от «богообразия», полученного человеком от Бога при его сотворении, к «богоподобию» (богоуподоблению), которое достигается человеком упражнениями в благодатных евангельских добродетелях, доброделанием, стяжанием даров Святого Духа.

Св. Иоанн Дамаскин, отмечая разницу между Образом и Подобием, пишет: «Выражение по образу указывает на способность ума и свободу, тогда как выражение по подобию означает уподобление Богу в добродетели, насколько это возможно для человека». Преп. Максим Исповедник говорит, что «по образу Божию есть всякое существо разумное, по подобию же — одни добрые и мудрые».

Человек не есть Бог. Но в человеке есть стремление к Богу: Образ есть стремление стать Подобием Бога; жизнь человека — возрастание из Образа в Подобие. «Я сотворил, — говорит Господь, — прекрасное тело, даю тебе власть сделать нечто лучшее: создай прекрасную душу» (свт. Иоанн Златоуст).

Глядя на жития святых, мы можем видеть, что такое восстановленный во Христе человек. Он не только избегает всякого греха, но и обретает вновь такие свойства, которые имел Адам до падения. Профессор В. Н. Лосский пишет: «Человек был сотворен одной волей Божией, но ею одной он не может быть обожен. Одна воля (божественная) в творении, но две (божественная и человеческая ) — для того, чтобы образ стал подобием».

Господь сотворил нас способными уподобиться Ему, то есть Он предоставил нам самим быть соработниками на пути уподоблении, чтобы мы получили за этот труд вознаграждение, дав нам завет «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5.44-45,48).