Найти тему

Смотреть кино. Уроки мастеров операторского искусства. 1. Светящаяся Москва Вадима Юсова.

Один из знаменитых, но необычных для того времени, видов Москвы.
Один из знаменитых, но необычных для того времени, видов Москвы.
Мой любимый момент, когда, сквозь проезжающий транспорт, появляются узоры решетки моста, и сквозь них возникает лодка, проплывающая в сиянии солнца на воде.
Мой любимый момент, когда, сквозь проезжающий транспорт, появляются узоры решетки моста, и сквозь них возникает лодка, проплывающая в сиянии солнца на воде.

В статье будет много картинок, чтобы было ясно о чем все это. И чтобы сразу можно было использовать их как образцы для личной практики. Картинки не все будут хорошими. Это фотографии фильма "Я шагаю по Москве" ( Мосфильм, 1964) в движении, с экрана. Потому, что главное здесь сейчас - обсудить любимые образцы замечательной операторской работы, разобрать их и поучиться. Наблюдения и объяснения - под картинками. Сама идея и подробности - в основном тексте.

В картине очень много игры с ритмами. Особенная работа с освещением, с отражениями, с водой, с дождем, с мокрым асфальтом... Композиция почти всегда несимметричная (динамичная), подчеркивающаяся тем или иным движением (в том числе камеры). В кадре с девушкой и самолетом все продумано так, чтобы завлечь в сюжет и в настроение, - от появления отражения девушки, до ее поворота и улыбки. Девушка оборачивается, и выясняется, что все на свете может быть хорошо. (Кстати, в фильме много кадров, где герои показаны со спины. И это играет важную роль, благодаря интересным ритмам, наполняющим кадр).
В картине очень много игры с ритмами. Особенная работа с освещением, с отражениями, с водой, с дождем, с мокрым асфальтом... Композиция почти всегда несимметричная (динамичная), подчеркивающаяся тем или иным движением (в том числе камеры). В кадре с девушкой и самолетом все продумано так, чтобы завлечь в сюжет и в настроение, - от появления отражения девушки, до ее поворота и улыбки. Девушка оборачивается, и выясняется, что все на свете может быть хорошо. (Кстати, в фильме много кадров, где герои показаны со спины. И это играет важную роль, благодаря интересным ритмам, наполняющим кадр).
Примеры съемки персонажей со спины. 1. - Две спины и тень.
Примеры съемки персонажей со спины. 1. - Две спины и тень.
Портрет дома. Игра света - сияние, отражения. Как они воздействуют на настроение?
Портрет дома. Игра света - сияние, отражения. Как они воздействуют на настроение?
Без нанесения моющего средства на стекло, не получилось бы такого сияния в кадре и дополнительного разделения пространства. Впрочем, по ходу и действия, и камеры, возникают различные уникальные кадры с отражениями, лужами за дверью, летящими голубями...
Без нанесения моющего средства на стекло, не получилось бы такого сияния в кадре и дополнительного разделения пространства. Впрочем, по ходу и действия, и камеры, возникают различные уникальные кадры с отражениями, лужами за дверью, летящими голубями...

Я давно хотела изучать классику операторского искусства, разбирая любимые фильмы по кадрам. Это не всегда дает представление о движущейся картинке, но о классической работе со светом и композицией - очень много. Тем более, что и направление, и энергетика движения, рождаются в хорошо построенных кадрах.

Кадры в церкви. Свет и тень - ритмы.
Кадры в церкви. Свет и тень - ритмы.
-8

Мне нравится изучать работы мастеров кино, у которых была хорошая академическая база, вдохновляющие учителя и сильное художественное образование. Интересно изучать работы творцов, опиравшихся на лучшие произведения мировой живописи. Восхищает работа операторов, создающих свой стиль света, цвета и динамики в искусстве кино и фотографии.

Ритмы ночного города. В комической погоне есть съемка сбоку, съемка перед бегущими, съемка сверху, и вообще много разных интересных моментов. (Как важен мокрый асфальт в данном кадре! Возможно, поливали специально.)
Ритмы ночного города. В комической погоне есть съемка сбоку, съемка перед бегущими, съемка сверху, и вообще много разных интересных моментов. (Как важен мокрый асфальт в данном кадре! Возможно, поливали специально.)
Композиция. Вид сверху.
Композиция. Вид сверху.
-11

Так я разбираю фильмы Витторио Стораро и Сергея Урусевского, Эдуарда Тиссэ и Квань Пун-Люна, Гуннара Фишера и Георгия Рерберга, Отелло Мартелли и Вячеслава Шумского... В планах многое, и кое-что я наверное успею пока все мы #сидимдома

Мои любимые телефонные разговоры. Построение кадра. Общие планы и детали.
Мои любимые телефонные разговоры. Построение кадра. Общие планы и детали.
-13
Свет и тень. И композиция построена как в лучших образцах современного искусства. Только раньше.
Свет и тень. И композиция построена как в лучших образцах современного искусства. Только раньше.
-15
-16

Вадим Иванович Юсов - режиссер, известный во всем мире, классик, работы которого полезно знать и увлекательно изучать. Для начала я взялась за легкий черно-белый фильм Георгия Данелия "Я шагаю по Москве" 1964 года. Впрочем, легким он получился во многом благодаря искусству оператора, сотворившего особою атмосферу летней Москвы. Придумавшего необыкновенную мягкую, дышащую, сияющую среду теплого города в черно-белом варианте.

"В комнатах" всегда есть стекла, отражения, несколько источников света, претендующих на естественное логичное освещение. При этом ощущение свето-воздушной среды почти сказочное. А ведь в стеклах еще нужно не отражать съемочную группу и технику.
"В комнатах" всегда есть стекла, отражения, несколько источников света, претендующих на естественное логичное освещение. При этом ощущение свето-воздушной среды почти сказочное. А ведь в стеклах еще нужно не отражать съемочную группу и технику.
-18
-19
-20
Практически каждый кадр - образец, который можно попробовать использовать.
Практически каждый кадр - образец, который можно попробовать использовать.
-22

Эффект использования в съемке разнофокусных камер, работа с водой, стеклом, отражениями и рефлексами, выверенность несимметричных композиций - много радости для моих глаз и для моей души. Честно говоря, это один из двух фильмов, из-за которых я вообще отношусь к Москве с особой любовью. (Он и "Покровские Ворота". Но "Ворота" скорее из-за динамики текстов, Окуджавы и комедийного дара актеров).

Шикарный ход с мойщиком окон, который мне не удается заснять, и который делает свет в кабинете очень живым.
Шикарный ход с мойщиком окон, который мне не удается заснять, и который делает свет в кабинете очень живым.
-24
Кроме композиции и игры с источниками света, - Басов в разных носках...
Кроме композиции и игры с источниками света, - Басов в разных носках...
Что бы было без вентилятора и если героев поменять местами?
Что бы было без вентилятора и если героев поменять местами?
Будем считать, что не реклама, так как герой не героический. Но интересно где его тень. В отличие от "древних греков" он не оставляет следа?
Будем считать, что не реклама, так как герой не героический. Но интересно где его тень. В отличие от "древних греков" он не оставляет следа?

Ко времени съемок "Я шагаю по Москве" Вадим Юсов уже имел опыт работы с Андреем Тарковским ("Каток и скрипка", "Иваново детство", а позже "Андрей Рублев", "Солярис"). Это о многом говорит, учитывая внимание режиссера к созданию стиля картины. Собственно, именно Тарковский многими считается основателем особого отношения к операторскому искусству и к сотворению особой световой, пространственной, композиционной среды фильма.

С Москвой много находок - общие виды трафика большого города, ноги прохожих, спешащих мимо статичной камеры, медленно разворачивающиеся панорамы и виды сверху...
С Москвой много находок - общие виды трафика большого города, ноги прохожих, спешащих мимо статичной камеры, медленно разворачивающиеся панорамы и виды сверху...
-29
-30

Ну и конечно компания создателей фильма - это всегда важно. Обычно чувствуется, когда вся команда работала в особой атмосфере сотворчества.

Ну и самые знаменитые кадры-образцы - это, конечно, про легендарный дождь с девушкой и велосипедом. Очень красивый крупный план ног и колеса, похоже, еще никому не удалось снять на фотоаппарат или смартфон так, чтобы было ясно как это здорово.
Ну и самые знаменитые кадры-образцы - это, конечно, про легендарный дождь с девушкой и велосипедом. Очень красивый крупный план ног и колеса, похоже, еще никому не удалось снять на фотоаппарат или смартфон так, чтобы было ясно как это здорово.
На мой взгляд, в этом летнем ливне много находок. Лысый жених в костюме с цветами (контрастный в дожде), группа ждущих, бегущие из машин, невеста...
На мой взгляд, в этом летнем ливне много находок. Лысый жених в костюме с цветами (контрастный в дожде), группа ждущих, бегущие из машин, невеста...
-33
Сам режиссер, между прочим, предлагает почистить обувь. В титрах не указан:)
Сам режиссер, между прочим, предлагает почистить обувь. В титрах не указан:)
Ну и куда в 1964 без Гагарина?
Ну и куда в 1964 без Гагарина?

Когда фильм можно остановить практически в любом месте и получится самостоятельная завершенная фотография - это достижение большого мастера. Чем талантливее оператор, тем меньше проходных кадров. (По моему опыту съемок танцевальных выступлений, я знаю, что только самых лучших танцоров нельзя поймать в фотографию в неудачном движении. А значит есть чему учиться.)

Интересного всем времени самообразования! И скорейшего восстановления нормального человеческого общения!

Поставьте "нравится", пожалуйста, если было интересно. Или "подпишитесь", если не затруднит. Регистрироваться для этого не нужно! Спасибо за время и любопытство!

Еще на тему операторского и фото-искусства: Увидеть свет и создать свой стиль. Заметки о мастер-классе А.Носовского.

PS: Буду благодарна, если напишите какие фильмы вдохновляют Вас.