В статье будет много картинок, чтобы было ясно о чем все это. И чтобы сразу можно было использовать их как образцы для личной практики. Картинки не все будут хорошими. Это фотографии фильма "Я шагаю по Москве" ( Мосфильм, 1964) в движении, с экрана. Потому, что главное здесь сейчас - обсудить любимые образцы замечательной операторской работы, разобрать их и поучиться. Наблюдения и объяснения - под картинками. Сама идея и подробности - в основном тексте.
Я давно хотела изучать классику операторского искусства, разбирая любимые фильмы по кадрам. Это не всегда дает представление о движущейся картинке, но о классической работе со светом и композицией - очень много. Тем более, что и направление, и энергетика движения, рождаются в хорошо построенных кадрах.
Мне нравится изучать работы мастеров кино, у которых была хорошая академическая база, вдохновляющие учителя и сильное художественное образование. Интересно изучать работы творцов, опиравшихся на лучшие произведения мировой живописи. Восхищает работа операторов, создающих свой стиль света, цвета и динамики в искусстве кино и фотографии.
Так я разбираю фильмы Витторио Стораро и Сергея Урусевского, Эдуарда Тиссэ и Квань Пун-Люна, Гуннара Фишера и Георгия Рерберга, Отелло Мартелли и Вячеслава Шумского... В планах многое, и кое-что я наверное успею пока все мы #сидимдома
Вадим Иванович Юсов - режиссер, известный во всем мире, классик, работы которого полезно знать и увлекательно изучать. Для начала я взялась за легкий черно-белый фильм Георгия Данелия "Я шагаю по Москве" 1964 года. Впрочем, легким он получился во многом благодаря искусству оператора, сотворившего особою атмосферу летней Москвы. Придумавшего необыкновенную мягкую, дышащую, сияющую среду теплого города в черно-белом варианте.
Эффект использования в съемке разнофокусных камер, работа с водой, стеклом, отражениями и рефлексами, выверенность несимметричных композиций - много радости для моих глаз и для моей души. Честно говоря, это один из двух фильмов, из-за которых я вообще отношусь к Москве с особой любовью. (Он и "Покровские Ворота". Но "Ворота" скорее из-за динамики текстов, Окуджавы и комедийного дара актеров).
Ко времени съемок "Я шагаю по Москве" Вадим Юсов уже имел опыт работы с Андреем Тарковским ("Каток и скрипка", "Иваново детство", а позже "Андрей Рублев", "Солярис"). Это о многом говорит, учитывая внимание режиссера к созданию стиля картины. Собственно, именно Тарковский многими считается основателем особого отношения к операторскому искусству и к сотворению особой световой, пространственной, композиционной среды фильма.
Ну и конечно компания создателей фильма - это всегда важно. Обычно чувствуется, когда вся команда работала в особой атмосфере сотворчества.
Когда фильм можно остановить практически в любом месте и получится самостоятельная завершенная фотография - это достижение большого мастера. Чем талантливее оператор, тем меньше проходных кадров. (По моему опыту съемок танцевальных выступлений, я знаю, что только самых лучших танцоров нельзя поймать в фотографию в неудачном движении. А значит есть чему учиться.)
Интересного всем времени самообразования! И скорейшего восстановления нормального человеческого общения!
Поставьте "нравится", пожалуйста, если было интересно. Или "подпишитесь", если не затруднит. Регистрироваться для этого не нужно! Спасибо за время и любопытство!
Еще на тему операторского и фото-искусства: Увидеть свет и создать свой стиль. Заметки о мастер-классе А.Носовского.
PS: Буду благодарна, если напишите какие фильмы вдохновляют Вас.