Новгород был необычным государством в Средневековой Европе. По устройству можно даже сравнить с Венецией. Самостоятельность Новгорода стала проявляться в XI веке, когда Новгородцы боролись против князей за свою независимость. В первой половине XII Новгород уже добился самостоятельного правления. Основы Новгородской независимости заложил Ярослав Мудрый.
С XII века существовал «Высший правительственный совет» («Совет господ»), который действовал в Городище, а затем перенесён Новгород. В разных источниках он назывался по разному, в немецких «совет бояр», в русских «думой». Своих родовых князей у Новгорода не было, они выбирались Вече.
Состав данного органа располагался таким образов: архиепископ, посадник, тысяцкий и пять кончанских старост. Архиепископ занимался вопросами церкви, кроме того, он возглавлял Новгородскую церковь. Он избирался на Вече на один год. Был председателем «совета господ».
Посадник в Новгороде являлся исполнительной властью, он охранял интересы перед князьям. По законам посадник мог выбираться из любого гражданина Новгорода, однако зачастую это были люди из известных боярских семей. Посадник стал упоминаться в летописях в Х веке. Тысяцкий представлял интересы низших слоёв населения, он имел свой суд. Должность упоминалась в летописях с 1088. Посадник и тысяцкий созывали вече. Старосты занимались вопросами улиц и концов. Данные административные территориальные единицы были автономными. Кончаские старосты управляли новгородскими пятиными, которые находились у границ концов. Сотые имели власть над военными поселениями.
Вече созывалось при необходимости, никакие документы не устанавливали сроков действия Вечевого собрания. Оно собиралось после вечевых колоколов на Ярославской площади или Торговой стороне города. Крайне редко Вече собиралось по частной инициативе гражданина, как правило знатного происхождения.В выборах мог принять каждый желающий житель Новгорода (а ведь это было уникальным явлением в то время).
Самым выбираемым народом был епископ. Он занимался Новгородской казной, ему принадлежало право церковного суда и введения весов. Вече избирал посадского, решало вопросы внешней политики. Если же происходило несогласие между сторонами, то Вече разделялось на партии и сильная сторона заставляла соглашаться слабую.
Очень редко созывались два Веча: одно на Торговой, другой на Софийской стороне. Спор между Веча заканчивался на Волоховском мосту с помощью вмешательства духовенства, чтобы избежать кровопролития и жертв.
Избирательная система выборов епископа складывалась так: по определённому порядку выбор епископа осуществлялась по спискам из трёх человек.
Три человека выдвигались через Вече. Когда кандидатуры утверждались, то клали на престол в храме святой Софии и давали мальчику или слепому взять два жребия. Победителем выходил тот, чьё имя было на третьем жребием.
Население делилось на две категории: лучшие и меньшее. Они не ограничивались в правах, но имели различие в социальном и экономическом плане. Также имелись три сословия: бояре, житьи люди и купцы, самым низким сословие было «чёрные люди».
Однако, несмотря на это, экономическое неравенство стало причиной местных смут.
Закат Новгородской республики начался в ХV веке. Власть перешла в руки несколько бояр, пошло значительное ослабление территории из-за внутренних конфликтов и равнодушия к становлению как главного города России, благодаря этому Московское государство стало думать про захват территории. Москва незаметно захватила территорию, не встретив сопротивления со стороны местных жителей.
Литература:
1. Сергей Платонов - Полный курс лекций по Российской истории;
2. Тихомиров М.Н. Древнерусские города;
3. Янин В.Л. Новгородские посадники;
4. В.О.Ключевский. Курс русской истории;
5. Лихачёв Д.С. Новгород Великий;
6. Г.Н.Питулько. Из истории Вечевого строя Новгорода и Пскова;
7. П.В.Лукин. Существовал ли в средневековом Новгороде «совет господ»?.