С момента открытия Америки в конце XV века Голландия оказалась воротами, через которые проходили основные торговые пути в Атлантический океан. Нидерланды стали стремительно богатеть, а нидерландские купцы скапливать в своих руках основные доходы от трансатлантической торговли. Начался «золотой век» Голландии, который пришелся на пик эпохи Возрождения — XV—XVI века. Множество итальянских мастеров переселились в этот период в Голландию и Бельгию, вслед за перемещением торговли из Средиземноморья в Нижние Земли — в низовья Рейна, Мааса и Шельда. Они привезли с собой технологию итальянской майолики. Гвидо Андреас — керамист из Кастельдуранте (Урбино) основал мастерскую в Антверпене. Один из сыновей Гвидо в 1564 году открыл свою мастерскую в Миделбурге (Нидерланды). Это была самая первая керамическая мастерская в Голландии.
Изначально ремесленники Делфта не занимались гончарным ремеслом, однако закрытие пивоварен и спрос на новую продукцию, привезенную из средиземноморского региона, а к концу XVII века и с востока — из Китая и Японии — привели к замене пивоварен гончарными мастерскими. Это стало началом бурного развития голландской керамики, которая со временем стала нарицательным понятием, определив отдельный стиль — delftware.
Одним из типичнейших приемов Делфта стал, так называемый, угловой мотив — corner motifs — который стилистически собирал изразцы с множеством различных изображений в единый законченный «ковер». Ранние орнаментальные «арабески» были просты, но соединялись вместе одинаковыми угловыми элементами в единое целое, создавая законченный образ с высокой степенью декоративности. Популярны были мотивы бычьей головы в различных вариациях.
Одним из распространенных мотивов Делфта были цветы и ягоды, превращавшие домашние интерьеры в настоящие сады. Они появились вместе с мотивом ваз с 1610 года. Плитки обрамлялись в рамки в испанском стиле или в виде итальянского медальона. Вазоны с фестончатыми балясинами, пришли из итальянской майолики или из натюрмортной живописи, очень любимой в Нидерландах в то время.
Между 1625 и 1670 годами настоящие живописные «клумбы» из роз, лилий, гвоздик, ирисов и нарциссов покрывали стены голландских домов. Тюльпаны стали самым любимым цветком в Голландии и оставались длительное время очень популярным объектом для изображения на изразцах.
Постепенно «ковровая» орнаменталистика стала использоваться меньше, и с начала XVII века до середины XVIII века внимание стало фокусироваться на центральном изображении панно.
Восьмидесятилетняя война за независимость от Испании наложила свой отпечаток на мотивы голландских изразцов. Одним из распространенных сюжетов конца XVII века стали изображения солдат, всадников, батальных сцен и других военных композиций.
Во второй четверти XVII века появилась мода на морские композиции. Волны, шхуны, дельфины — вот далеко не полный перечень элементов голландских морских пейзажей, все больше применяемых на изразцовых панно.
В стране, зависимой от моря, было неизбежно возникновение в фольклоре и, как следствие, в живописи мифологических существ — Нептуна, тритонов, Нереид, русалок, кракенов и водяных.
Изображение пейзажей на плитках в тот период встречалось довольно редко. Однако, открытие марганцевой глазури позволило художникам контролировать четкость линий, что необходимо в прорисовке архитектурных строений. Это расширило возможности мастеров в детализации пейзажа и такие плитки стали появляться чаще.
Часто для декорирования каминов и очагов в домах среднего класса применялись панно. В летний период, когда камины не топились, внутрь топки ставили вазоны с цветами. Отсюда пошла традиция изображать вазоны с цветами на панно для облицовки каминов. Применение таких панно в интерьере позволило создавать крупномасштабные декоративные объекты.
Делфт процветал и его керамика распространилась по всей северной Европе. Плитка делфтских мастеров была настолько популярна, что ее стали копировать, а такой способ украшения интерьера получил название delftware. Практически до сих пор изразцы в южной Европе называются «майолика», а в северной Европе «delftware».
Еще больше статей про керамику ручной работы, про историю развития керамики от ее истоков и до наших дней читайте на нашем сайте.
_________________________________________________________________________
Подписывайтесь на наш канал!