Ваш ребёнок вернулся из школы с неудовлетворительными результатами контрольной. "Как можно было сделать такие глупые ошибки?" - удивляетесь Вы. "Это всё из-за невнимательности!" - такой вывод делают и учителя, и родители. Ребёнок бы и рад стать внимательным, но не знает как. Ему необходимо помочь в развитии внимания. Ведь это невероятно сложный и важный процесс. Малышу было легко концентрироваться на яркой игрушке, весёлой игре, на новых для него предметах окружающей действительности. Работало непроизвольное внимание, которое не требовало волевого усилия.Для успешной учёбы и развития способностей необходимо тренировать произвольное внимание. Человек должен приложить волевое усилие для сосредоточения на определённой информации или виде деятельности.
Произвольное внимание необходимо развивать уже в дошкольный период. На прогулках обращайте внимание ребёнка на то, какие растения вокруг, как ведут себя птицы, рассмотрите и сравните листочки берёзы и клёна, наблюдайте за облаками, за работой трудолюбивых муравьёв. Поиграйте в игру "Что вокруг". Играть в неё можно и дома. Подойдите к окну и постарайтесь найти все движущиеся предметы (автомобили, облака, снежинки, ветки на деревьях, люди на прогулке, велосипедисты, кошки, собаки, птицы и т.д.) Можно соревноваться, называя предметы по очереди.
Хорошо развивают внимание задания на сравнения двух картинок. Чем чаще их выполняет ребёнок, тем быстрее он находит отличия. Повышается концентрация внимания, усидчивость. Нравятся детям и задания-небылицы, когда на рисунке нужно найти то, в чём ошибся художник. Ну разве могут на деревьях расти конфеты? Или по реке плыть топор? Хорошо развивает внимание упражнение-путаница, когда путь к предмету надо проследить по "дорожке". Сначала можно помогать себе карандашом, а потом следить только глазами.
Игра "Наступалочки" знакома многим с детства. Играющие берутся за руки. Количество человек может быть любым. По команде игроки стараются наступить на ногу соседа справа или слева. Задача каждого игрока - беречь свои ноги! Эта весёлая подвижная игра развивает внимание и двигательную координацию.
Игра "Слушай внимательно!" . По команде "Заяц" - дети прыгают на двух ногах, "Гусь" - идут в приседе, "Лошадь" - выполняют галоп. Ведущий может присоединиться к игре и пытаться запутать игроков. Например, по команде "Заяц" не прыгать на двух ногах, а побежать. Задача играющих - не ошибиться и выполнить правильное действие.
Таблицы "Шульте". Это таблицы с числами. В центре таблицы точка. Нужно смотреть в эту точку и боковым зрением "искать" все числа по порядку. Например, в этой таблице от 1 до 24.
Дети помладше могут просто постараться как можно быстрее найти все числа и показать пальчиком.
Игра "Дальтоник". Суть игры в том, чтобы называть не тот цвет, который написан, а цвет букв. Например, слово "красный" напечатано зелёным, значит нужно сказать - "зелёный" и т.д.
Игра "Не пропусти хлопок"
1) Хлопни, если услышишь слово на гласную букву: хлопушка, мяч, йогурт, обруч, утка, снег, озеро
2) Хлопни, если услышишь число больше 10:
1,2,11,6,8,9,10,78,0,44,5,30,56,7
3) Хлопни, если услышишь название цветка: колокольчик, картина, троллейбус, нарцисс, помидор, кубик, кошка, роза, воробей, незабудка
Такие игры можно придумать на любую тему.
Игра "Повтори быстрее" Условие следующее: нужно повторить всё, что скажет ведущий. Но повторять надо только в том случае, если ведущий произнесёт слово "повторите". Играем в быстром темпе.
Например: Повторите "ромашка" - ромашка, повторите "кошка" - кошка, скажите "кактус" - ...., повторите "окно" - окно, быстрее "лейка" - ...
Ведущий использует слова-ловушки. Вместо слова "повторите" говорит - скажите, произнесите, прошепчите, быстрее.
Задачи-шутки.
В детстве все мы любили шутливые задачи. Решить их мог не тот, кто знал арифметику, а тот, кто был внимателен и сообразителен.
- На балконе сидели 3 голубя и 2 воробья. К ним прилетела бабочка. Сколько птичек стало?( 5 птичек)
- Под каким кустом сидит заяц во время дождя? (Под мокрым кустом)
- В корзине 5 яблок. Разделите эти яблоки между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Последнее яблоко нужно отдать девочке вместе с корзиной)
Тренировать внимание нужно регулярно, на протяжении длительного времени. Каждый день уделять этому занятию от 10 до 30 мин. Не ждите быстрых результатов. Поддерживайте ребёнка, хвалите за достижения. Вместе с ребёнком следите за его успехами. Можно завести "Дневник успеха", где будут отмечаться показатели. Анализируйте эти данные вместе с ребёнком: "Видишь, в октябре ты выполнял это задание и нашёл 5 отличий (или выполнил за 50 сек, сделал 3 ошибки и т.д.), а в декабре - нашёл 8 отличий (сделал за меньшее время, с меньшим количеством ошибок и т.д.)
Дети быстро учатся, если понимают, какова цель этих занятий, видят свои достижения и чувствуют поддержку взрослых.
Желаю Вам успехов! И спасибо за ВНИМАНИЕ!