Фабрики Asko перестали относиться к военной экономике в 1947 г. До этого времени большую часть их продукции составляла стандартная мебель для Министерства благосостояния, которая производилась в количестве, указанном Министерством, и продавалась по цене, указанной Министерством. Все остальное требовало особого разрешения. Типовая мебель не приносила особой маржи, но ее производили тысячами экземпляров в серии. Они давали работу и подходили Asko. Некоторые из этих моделей производились до 1957 г.
С ослаблением регулирования дизайнеры Asko, тогда это были Илмари Лаппалайнен (Ilmari Lappalainen) и Олави Лието (Olavi Lieto), вернулись к творческой работе. Группа диванов Laila, созданная Лаппалайненом, стала фаворитом на ярмарках жилья 1947 г., и хорошо продавалась в течение многих лет.
Ко второй половине 1940-х гг. функционализм уже был старой идеей, но теперь он преобразился во имя модернизма и достиг народных масс. После Войны в мебели главным стала целесообразность, практичность. Так, например, диван-кровать стал успешным уже через неделю после выхода на рынок.
В 1948 г. в Финляндии был экономический спад. Несколько столярных фабрик обанкротились. Основная их часть имела укороченные рабочие недели. Экспорт не спасал, т.к. ослабление инфляции привело к росту цен на продукцию, ставших такими же, как на Западе.
Asko не собиралась останавливаться на доле рынка, которую она имела в период государственного регулирования, она была нацелена на усиление своих позиций на мебельном рынке Финляндии.
В 1930-е гг. сеть магазинов Asko была выстроена только в крупнейших городах Финляндии. Поэтому, после Войны компания продолжила расширять свой канал сбыта, открывая магазины в средних городах, таких как Миккели, Рованиеми, Ювяскюля, Савонлинна, Котка и Куопио.
В 1948 г. у Asko уже были как собственные магазины, так и партнеры, которые получили эксклюзивные права на распространение продукции компании в своей местности.
Осенью 1948 г. Asko начала рекламную кампанию, чтобы привлечь покупателей и опустошить свои складские запасы.
Продажи со скидками, рекламная кампания и новые магазины Asko вызвали сильную реакцию со стороны конкурентов. В 1948 г. одиннадцать других мебельных фабрик объединились с Asko и стали предлагать торговцам выбор из 30 скидочных товаров. Весной 1949 г. Asko привлек покупателей в свои магазины, сделав собственное ценовое предложение.
В результате Ассоциация мебельных дилеров Финляндии (Suomen Huonekalukauppiaitten Liitto) была призвана изолировать «магазины с договорными ценами», которые снизили цены, и подать в суд на Asko.
Ассоциация считала, что Аукусти Аско-Авониус нарушил неписаные правила мебельной промышленности и письменный закон.
В свою очередь, Аско-Авониус проинформировал Ассоциацию мебельных дилеров Финляндии, что ее возглавляют «слабоумные люди», которые не понимают своей неопытности из-за того, что правила игры изменились с момента окончания государственного регулирования в 1947 г.
Аско-Авониус не собирался менять свою линию: «... У меня была и остается мысль о том, чтобы производить как можно больше и развивать механическое производство, и, таким образом, удешевить производство».
По поводу рекламной кампании он заявил Ассоциации мебельных дилеров Финляндии, что ее занимается одно из самых известных рекламных агентств в стране, и немыслимо, чтобы оно «нарушало бы законы и принципы хорошего бизнеса, потому что они имеют доступ к судьям, высококвалифицированным мастерам, психологам и другим ведущим специалистам в нашей стране».
Аукусти Аско-Авониус проинформировал Ассоциацию мебельных дилеров Финляндии, что мебельные магазины Asko больше не будут частью организации. Учитывая, что число магазинов Asko будет расти, несмотря на все контрмеры Ассоциации, это будет еще более серьезной потерей для последней.
В итоге, весной 1949 г. последовал окончательный разрыв отношений между Asko и Ассоциацией мебельных дилеров Финляндии. Последняя безуспешно изучала возможности подачи иска против Asko.
Спустя пару лет была основана компания Kaluste-Yhtymä Oy для объединения компаний-членов Ассоциации, но ее деятельность не была успешной.
Более серьезная проблема с конкурентами у Asko возникла в середине 1950-х гг., когда около пары сотен компаний мебельной отрасли образовали Huonekalualan yhteistyötoimikunta (Объединенный рабочий комитет мебельной отрасли).
Одной из его целей было создание «закупочного кольца», картельного соглашения, которое вступило в силу вскоре после всеобщей забастовки в мае 1956 г. Дилеры - участники «кольца» закупали продукцию теперь у мебельных фабрик, которые не имели собственной сбытовой организации. «Закупочное кольцо» не было создано исключительно из страха исключительно перед Asko, но к тому времени другие заводы начали открывать свои собственные магазины. Тем не менее, «закупочное кольцо» было серьезной угрозой для Asko.
В частности, возникли сложности у дилеров Asko. Теперь им пришлось выбирать сторону.
Компания Asko Tehtaat Oy должна была обезопасить свой канал продаж. В середине 1950-х гг. было предпринято несколько действий для повышения его эффективности и контроля.
Одним из них было создание в 1954 г. дочерней компании Asko Osakeyhtiö (или Asko Oy), в которое сразу же были передали все юридически независимые компании по продажам. Бруно Сало (Bruno Salo) был назначен генеральным директором новой торговой компании. Магазины собственных дилеров также пытались прочнее привязать к Asko.
Это было необходимо, т.к. оказалось, что сеть магазинов, охватывающую всю Финляндию, было трудно построить самостоятельно.
Магазины Asko были обременены значительно большими накладными расходами, чем небольшие независимые магазины, и поэтому их не имело смысла открывать, если продажи не превышали определенного минимального уровня.
На 1954 г., когда Asko Oy начало свою деятельность, этот минимальный уровень по выручке составлял 25 млн. финских марок или около 855 000 евро в 2020 г.
Поэтому, если и раньше дилерам Asko всегда предоставлялись эксклюзивные права в их местности, но теперь Asko начал привлекать их к более тесному партнерству. Контракт дилерам теперь предоставлял более длительные отсрочки по платежам, а также обеспечивал поддержку со стороны Asko в рекламе и в продажных кампаниях.
Взамен дилер (торговец по контракту) был обязан продавать только продукцию Asko в течение 5-10 лет. К концу 1955 г. около 70 магазинов, принадлежащих дилерам, подписали новый контракт. Собственных магазинов Asko на тот момент было 36.
С.Ф.
Предыдущая часть здесь.
Следующая часть здесь.
Содержание блога. Указатель статей.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте лайк.
Спасибо за просмотр.