Автор статьи: Александр Телешинин, практикующий юрист, магистр корпоративного права Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, аспирант кафедры предпринимательского права.
Приветствую, дорогие читатели!
В этой статье я расскажу Вам про товарные знаки. Материал написан коротко и сжато. Подробнее можно посмотреть в выпуске на моем YouTube-канале.
Что такое товарный знак?
Товарный знак (™ - trade mark) - это обозначение, которое зарегистрировано за конкретным лицом. Причем только это лицо может использовать обозначение в своей деятельности. Если его будет использовать кто-то другой, то товар признается контрафактным и должен быть уничтожен за счет нарушителя. С нарушителя можно также взыскать немаленькую компенсацию.
Эти правила работают не только при использовании самого товарного знака (в том виде, в котором он зарегистрирован). Они работают также при использовании обозначений, сходных со знаком до степени смешения. Например, нарушением товарного знака Adidas является использование вот такого обозначения:
Товарные знаки могут быть очень разнообразными.
Бывают словесные:
Бывают изобразительные:
Бывают звуковые, объемные, комбинированные и даже обонятельные! То есть в качестве товарного знака можно зарегистрировать запах (важно для парфюмерии).
Когда возникает право на товарный знак?
Оно возникает после регистрации знака в Роспатенте. В среднем - регистрация занимает от 6 месяцев до года. Процедура очень длительная и не самая простая в плане сопровождения. По итогам регистрации выдается свидетельство на товарный знак.
При этом - если кто-то подал заявку на товарный знак, его еще не зарегистрировали, и заявку подает другое лицо, то последнему откажут в регистрации. За первым лицом, подавшим заявку, закрепляется приоритет на товарный знак.
Кто может иметь право на товарный знак?
Только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. На физическое лицо зарегистрировать нельзя (даже на самозанятого). В этой части информация актуальна на 1 мая 2020 года.
Рамки действия товарного знака
Знак всегда регистрируется в отношении конкретных товаров или услуг. Для этого существует международный классификатор, утвержденный Ниццким соглашением 1957 года. Там перечисляется 45 классов. В рамках каждого класса, в свою очередь, перечисляются разнообразные товары и услуги.
В заявке на регистрацию указываются классы и те товары/услуги из классов, которые Вы считаете нужными.
Конечно, можно указать все 45 классов и все товары/услуги. Но от этого будет существенно увеличена государственная пошлина. Да и вряд ли у Вас получится использовать знак в отношении всего, что там перечислено. Даже крупные международные корпорации зачастую ограничиваются двумя-тремя классами при регистрации своих брендов.
Срок действия товарного знака
10 лет с момента регистрации. Продление - неограниченное количество раз. Но если в отношении каких-то товаров/услуг знак не будет использован три года подряд, то заинтересованное лицо может обратиться в Роспатент и аннулировать Ваш знак в этой части.
Когда откажут в регистрации знака?
Оснований достаточно много. Но наиболее часто встречаются следующие:
1. Такой товарный знак уже существует. Причем существовать товарный знак может не только в рамках Российской Федерации. Есть процедура международной регистрации знаков по Мадридскому соглашению (Россия является её участницей). Международная регистрация позволяет защитить знак на территории всех стран-участниц Мадридского соглашения. Поэтому учитывайте это, когда будете проверять существование аналогичного знака при регистрации своего.
2. Существует аналогичное фирменное наименование коммерческой организации. Если Вы попробуете зарегистрировать товарный знак "Газпром", то Вам, конечно же, откажут. Отказ этот может быть обусловлен не только тем, что за Газпромом закреплен такой товарный знак, но и тем, что существует ПАО "Газпром". Регистрация под определенным фирменным наименованием, по существу, дает негласный словесный товарный знак.
3. Товарный знак может ввести потребителей в заблуждение. Простой пример. Допустим, регистрируете этикетку. На этой этикетке нарисована колбаса, которую Вы производите. В заявке на регистрацию указываете, в частности, йогурты. Будет отказ, поскольку этикетка введет потребителя в заблуждение.
Неохраняемые элементы знака
Неохраняемый элемент товарного знака - это такая часть регистрируемого обозначения, которая не получает правовую охрану. В целом - товарный знак закрепляется за правообладателем. Но если кто-то будет использовать в своей деятельности неохраняемый элемент от знака, то это вполне законно. Что же такое неохраняемые элементы?
Вид товара (чай, кефир, молоко, перевозка)
Качество товара (чай отличного качества)
Количество товара (100 грамм чая)
Свойства товара (зеленый чай)
Назначение товара (чай для похудения)
Стоимость товара (чай за 99 рублей)
Место производства (чай из Китая)
Дата производства (чай от 01.04.2020)
Способ производства (чай легкого скручивания)
Если на Вашем товарном знаке будет неохраняемый элемент - ничего страшного. Но учтите, что если этот элемент будет занимать доминирующее положение на знаке, то в регистрации откажут. Так отказали предпринимателю, подавшему заявку вот на такой товарный знак:
Какие права получает правообладатель?
Во-первых, правообладатель товарного знака приобретает возможность беспрепятственно использовать зарегистрированное обозначение: размещать на этикетках, документах, на сайтах, коммерческих предложениях.
Во-вторых, товарный знак является активом, которым можно распоряжаться: либо передавать его во временное пользование по лицензионному договору, либо продавать по договору цессии.
В-третьих, (самое важное) правообладатель приобретает защиту от незаконного использования знака. Он может потребовать уничтожения контрафактного товара за счет самого нарушителя. Но уничтожение контрафакта на хлеб не намажешь. Поэтому правообладатель имеет возможность требовать возмещения убытков или специальной компенсации. Убытки доказывать сложно, поскольку нужно установить причинно-следственную связь между нарушением и финансовыми потерями. В связи с этим законодатель (в качестве альтернативы) предусмотрел механизм специальных компенсаций. Можно потребовать одну из трех компенсаций: (1) сумму от 10 000 руб. до 5 000 000 руб. (по усмотрению суда), (2) сумму в размере двукратной стоимости контрафактного товара и (3) сумму в размере двукратной стоимости передачи товарного знака (то есть сколько бы заплатили за законное использование x 2). Какой способ компенсации выбрать - в каждом случае выбирать правообладателю.
Сколько стоит регистрация знака?
В среднем регистрация товарного знака обходится в 30 - 40 тысяч рублей (с учетом государственной пошлины и стоимости услуг юридического сопровождения).
Когда целесообразно регистрировать?
В тех случаях, если Вы уверены в большом потенциале бренда или определенной стилистики своей деятельности. Для начинающих бизнесменов регистрация товарного знака - достаточно накладная и длительная процедура. Без минимального тестирования спроса регистрировать товарный знак точно не стоит.
Помните, что защиту от контрафакта Вы получите после регистрации в Роспатенте. Но приоритет в регистрации перед другими предпринимателями - после подачи заявки. Заявку можно подать за неделю.