В связи со сложившейся ситуацией школы, вузы и другие образовательные организации активно осваивают возможности и особенности удаленного образования. В целом, можно заключить, что даже такой принудительный переход возымел некий положительный эффект, потому что у многих пропала предвзятость к дистанционному образованию. Люди поняли, что качество образования определяется не его формой, а содержанием учебного плана, компетенцией профессорско-преподавательского состава. Кроме того, встал вопрос и о том, что следует пересмотреть и подходы к обучению педагогических специалистов. Они должны обладать компетенциями, которые позволяет им одинаково комфортно чувствовать и в классическом преподавании, и в онлайн.
И на волне этих нововведений достаточно часто встает вопрос: а не заменит ли дистанционное обучение привычное всем очное образование на постоянной основе? Спешим сразу же ответить на этот вопрос и развеять миф: нет, традиционное образование будет продолжать существовать и после пандемии. Почему? Расскажем далее в материале.
Дошкольное и школьное образование
Сейчас все дети обучаются на дому без посещения образовательных организаций. Это вынужденная мера, которая направлена на борьбу с распространением коронавируса. Поэтому как только угроза исчезнет, детские сады и школы вернутся к своему обычному - очному - формату работы.
Важно понимать, что эти учебные заведения являются не только местом получения знаний для ребенка, но и ступенью к его социализации и взрослению. Иными словами, личное присутствие в классе дает ребенку не только возможность освоить математику или же биологию, но и учит межличностному взаимодействую, особенностям коммуникации, дает некий социальный толчок.
Без практики никуда!
Другая важная причина, которая свидетельствует о неизменности традиционного образования, - это важность практического освоения знаний и передача навыков от учителя к ученику. И в этом отношении дистанционное обучение не может быть подходящей формой. К примеру, Академия СНТА специализируется на дистанционном образовании и в распоряжении ее слушателей множество актуальных образовательных программ по более чем 40 направлениям. Но при этом на базе Академии проходят и практические семинары, которые предполагают личное присутствие обучающего. Это может быть связано как со сложностью изучаемого материала, так и необходимостью научиться пользоваться, например, специальным оборудованием.
Психология
Наверно, самая неявная причина, которая, впрочем, от этого не становится менее значимой, - необходимость в личном взаимоотношении. Как известно, каждый человек уникален: кому-то нравится тихое времяпрепровождение, кто-то любит активность во всех ее проявлениях. И в целом такое «разделение» можно отнести и образовательным процессам. Есть категория людей, которым для обучения и получения новых знаний необходимо менять обстановку (посещать лекцию), видеть своего преподавателя, общаться с одноклассниками или однокурсниками. Все это помогает им собраться и внутренне переключиться.
И самое главное - это в равной мере касается как детей, так и взрослых. Уже давно всем известно, что психологических комфорт обучающегося - это важный элемент для любого образовательного процесса. Если ученик будет ощущать лишь дискомфорт, то даже самый простой и, как говорится, разжеванный материал он усвоить просто не сможет.
Таким образом, можно заключить, что дистанционное образование не сможет заменить традиционные формы обучения. И дело не в том, что она менее качественна или плохо отражает реалии образовательного процесса. Нет, сейчас есть организации, которые предлагают современное и качественное образование с применением удаленных технологий. Просто в данный момент времени у такого формата обучения все есть ограниченный перечень возможных инструментов.