Найти тему
"Волость"

Уж сколько раз твердили миру…

Как мошенники отбирают деньги у людей. История, которую рассказала моя хорошая знакомая, была настолько поучительной, что мне захотелось поделиться ей в социальных сетях – в назидание другим таким же доверчивым как она.

Наталью я знаю давно. По своей природе она (имя изменено) – человек, почти всегда скептически настроенный. Не любит неумного юмора, шутки принимает нередко за правду, так что с ней лучше не шутить. Но люди говорят, что она – очень душевный и добрый человек. Видимо, эта черта характера и сыграла с ней злую шутку, которая, слава Богу, в итоге не привела к грустным последствиям.

Лет пять назад она познакомилась с женщиной своего возраста (да, не юношеского), которая вскоре переехала в другой конец города. Встречаться они перестали, но между ними началась активная переписка в социальных сетях. И вот недели две назад её старая знакомая (назовём её Людмилой) написала в аккаунте: знает ли Наталья, что в Сбербанке намечается юбилей? Вопрос не праздный. Дело в том, что в честь события клиенты могут получить бонус – две тысячи рублей (вроде бы много лет назад в Сбербанке действительно была такая акция: кто откроет счёт в назначенный день, имеет право на определённый бонус).

У женщин происходит любопытный диалог, очень смахивающий на диалог вороны и лисицы из басни незабвенного Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица». Привожу его почти полностью, как мне его рассказала Наталья.

– Наталья, ты знаешь, что в Сбербанке объявлена акция в честь юбилея? – спрашивает Людмила.

– Нет, – отвечает Наталья.

– Сбербанк дарит своим постоянным клиентам по две тысячи рублей, нужно туда передать данные, и успеть необходимо до десяти часов утра. Я помогу тебе с оформлением.  

– Как это сделать?

– У тебя какая карта?

– Мир, – отвечает моя знакомая.

– Назови мне шесть последних цифр с карты и ещё три цифры на её обороте.

«У меня не возникло ни малейших сомнений в правдивости, – вздыхает Наталья, рассказывая о случившемся. – Ведь мы уже знакомы не первый год, чего бы ей меня обманывать? Правда, я очень удивилась непонятной щедрости Сбербанка. Но каких чудес в жизни не бывает!».  

И моя знакомая передала все указанные в просьбе цифры. Лишь после этого в голове промелькнула давно известная истина –  бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И то, о чем её уже не один раз предупреждали родственники: никогда и никому нельзя называть никаких данных ни с одного документа! Когда эти сомнения зашевелились в голове, Наталья тут же высказала их подруге, но та заверила, что у неё есть такая возможность. Деньги ей обязательно на карту перечислят, только пусть ещё сообщит номер своего сотового телефона и код.

«Вот тут всё и встало на свои места, – говорит Наталья. – Я поняла вдруг, что меня просто «разводят» мошенники, о чём тут же написала в аккаунте, а также о том, что она уже бежит в Сбербанк – заблокировать карту».

Перед тем, как выбежать из квартиры, бедная Наталья прочитала на мониторе слово «подАждите», что стало еще одним поводом поспешить, чтобы успеть в банк до того, как мошенники найдут возможность снять деньги. Успела – карту заблокировали, оформила ее перевыпуск, и через пять дней Наталья получила новый финансовый документ. Вернувшись из банка, она пристыдила мошенников тем, что те безграмотные – не знают русского языка. Иначе шансов на успех было бы больше.

Знаю, что это не первая история о том, как в социальных сетях взламывают аккаунты вполне приличных людей, и от их имени пытаются обогатиться. Но в данном случае хотелось бы перевести разговор в несколько иную сферу: Наталья вполне могла бы не повестись на эту «утку», будь в Сбербанке телефон. Она хотела узнать, есть ли в действительности такая акция, но дозвониться так и не смогла. А потому она, если сбросить со счета врожденную доверчивость, и чуть не стала вороной из басни Ивана Андреевича. При этом Наталья признается, что сама не раз слышала от сотрудников Сбербанка, что к ним почти каждый день обращаются с жалобой на проделки мошенников, ворующих деньги пенсионеров. Почему, в таком случае, не подумать над организацией «горячей линиии»?

Я и сама не один раз пыталась дозвониться до нашего Сбербанка, но ни разу поговорить с диспетчером не получилось – нет у них нормальной связи с населением. Непотопляемый Герман Греф (второй Чубайс), видимо, оптимизировал телефонную сеть. Все эти внедряемые централизованные схемы лишь упрощают жизнь мошенникам, которых становится все больше – как и методов дистанционного отжатия денег. 

Валентина Цыбо (г. Берёзовский)