Приехавшие в Пятигорск путешественники могут не посетить место дуэли М.Ю. Лермонтова, не попить минералки в бюветах, не подняться к Эоловой арфе и на вершину Машука, и даже не дойти до знаменитого Провала. Но вот, где обязательно побывают все гости этого города, это парк "Цветник".
"Избежать" посещения этого небольшого парка (всего 1,4 Га) очень сложно, ведь центральная улица города, проспект Кирова, упирается в ажурные ворота, являющиеся входом в парк, рядом с удивительным зданием "кофейня А.А. Гукасова и памятником Кисе Воробьянинову, именно здесь просящим милостыню.
В следствии стекания излишков минеральной воды, место будущего парка представляло из себя большой заболоченный пустырь, что роднит его с Курортным парком в Ессентуках. Особенно остро вопрос обустройства пустыря встал в связи со строительством новых "Николаевских", ныне "Лермонтовских" ванн.
По указанию наместника Г.А. Эммануэля и плану добрых гениев КавМинВод братьев Бернардацци, уже в 1829 году был создан и открыт новый парк, названный "Николаевским цветником", т.к. находился перед одноимёнными ваннами, названными в честь императора Николая I. Естественно после революции, парк избавляется от "проклятого царского наследия" и становится просто парком "Цветник".
В 1830 году парк обогатился новой достопримечательностью, гротом, представлявшим из себя искусственную пещеру, свод которой опирается на две колонны. В честь первого покорения Эльбруса, организатором которого был Г.А. Эммануэль грот был назван "Эльбрус", правда название это не прижилось. Переименование его в "Грот Дианы" связывают с любовью богини отдыхать после купаний в тенистых гротах, а использовать его по этому назначению само расположение обязывало.
Правда оздоровительными целями "использование" грота не ограничивалось. Здесь частенько устраивались шумные празднества, во время которых на верхней площадке играл оркестр. Так за неделю до своей гибели на дуэли, устроителем бала для сливок водного общества выступил М.Ю. Лермонтов. Бытует мнение, что на этом бале М.Ю. Лермонтов поделился предчувствием скорой гибели.
В 1901 году парк обзавёлся, наверное самым узнаваемых зданием Пятигорска, да и вообще КавМинВод, Лермонтовской галереей, скрывшей здание Николаевских ванн, давших название парку. Здание из железа и стекла, создано по модной тогда блочной конструкции, одним из образцов которой является Эйфелева башня в Париже. Причиной столь оригинального строения являлся курортный бум накрывший КавМинВоды на рубеже XIX-XX веков и как следствие острая нехватка общественных помещений. Посей день галерея служит по своему прямому назначению для концертно-выставочных целей
Своеобразным "верстовым столбом" отмечающим выход из парка, является памятник девушке курортнице. Хороший, добрый памятник, любимое место для фотосессий. Но как говорится дурная голова (в данном случае) рукам покоя не даёт. На ноге у "девушки курортницы" сидит бабочка, именно на неё и направлен взор "курортницы". Столь пристальное внимание не уберегло бабочку, "чудные" люди (хотя людьми назвать их сложно) отломали у бабочки одно крыло.
В связи с этим становится понятна, но остающаяся от этого не менее раздражающей, тенденция закрыть/оградить/озаборить все возможные достопримечательности. Ведь следующий шаг за "заборизацией" введение платы за посещение. Тем более, что это не ново. С 1872 года вход в "Николаевский цветник" уже был платным. В стоимость входило посещение парка, присутствие на музыкальных выступлениях, а так же питиё минеральной воды, как местных источников, так и привезённой.
Не знаем, сможет ли введение платы исключить акты вандализма, у нас двоякое отношение к этому вопросу, а пока ссылки на статьи:
О Эммануэлевском парке.
О Нагорном парке и горе Горячей.
О месте смертельной дуэли М.Ю. Лермонтова.
Об озере Провал и его проблемах.
О Курортном парке в Ессентуках.
Лайки и подписка не обязательны, но приветствуются)))