Найти тему
Мама Может

Как маленькие дети восприниимют смерть

https://unsplash.com/photos/BXOXnQ26B7o
https://unsplash.com/photos/BXOXnQ26B7o

Дети конструируют знания о смерти. Они активно задают вопросы, наблюдают за событиями и поведением окружающих, читают книги и смотрят фильмы.

К шести годам большинство детей имеют довольно сложное представление о смерти, согласно недавнему обзору исследования.

Об этом раньше не раз задумывались: знаменитый ранний исследователь Жан Пиаже (1896-1980) предположил, что дети не могли понять смерть примерно до 10-летнего возраста. Он основывал это понятие на идее, что для понимания смерти дети сначала должны понять телесные системы и то, как они могут прийти к концу.

Но по мере того, как все больше людей задумывались о понимании смерти детьми, узкое внимание к физическим аспектам было расширено. В 1990-х годах были предложены четыре компонента смерти, некоторые из которых дети могут начать понимать намного раньше, с пяти лет: (1) идея о том, что все умирают, (2) мысль, что смерть-это окончательно и необратима, (3) Идея о том, что смерть означает прекращение всех биологических и психологических процессов, и (4) идея о том, что смерть имеет много разных причин.

Конечно, изучение понимания смерти детьми, особенно последствий потери любимого, представляет этические проблемы. Скорбящие дети заслуживают приватности.

Дети строят знания, а не просто учатся. Они активно задают вопросы, наблюдают за событиями и поведением вокруг них, читают книги и смотрят фильмы. Из всего этого они устанавливают понимание.

Задавать вопросы

Родители сообщают, что дети в возрасте до трех лет задают вопросы о смерти, особенно после смерти в семье; например, «Что происходит с людьми, когда они умирают?» Дети также часто спрашивают, что является причиной смерти. Культура формирует то, как родители открыто обсуждают смерть со своими детьми. Во многих западных обществах родители более неохотно обсуждают эту тему с маленькими детьми, чтобы защитить их от трудных истин. Это, конечно, не мешает многим детям задавать вопросы.

Книги и фильмы

Исследователи изучили, как смерть изображается в детских книгах и фильмах. В одном из исследований, проведенном в 2014 году, рассматривалось, как часто смерть описывается в книгах, которые, по словам родителей, были любимыми их детей, а также в книгах, завоевавших американскую медаль Калдекотта, награду за выдающиеся книжки с картинками. Только 3% изображали смерть. В отличие от этого 75% анимационных детских фильмов содержат по крайней мере одну смерть, хотя многие из них не изображены явно.

Исследователи также посмотрели на книги, предназначенные для детей, потерявших близких. Книги из западных стран с большей вероятностью будут изображать духовные аспекты смерти, чем книги из восточноазиатских стран.

Культурные традиции

Мексиканский праздник Диа-де-Муэртос, доведенный до мировой аудитории в анимационном фильме "Коко", является ежегодным праздником умерших родственников . Семьи создают алтари для умерших родственников и помещают туда еду. Исследователи спрашивали детей, что они делают из этого. Многие рассказывают, что их умершие родственники приходят в гости и едят приготовленную пищу, хотя в то же время они понимают, что смерть необратима и что способность есть прекращается после смерти. Таким образом, дети могут держать разные повествования в своих головах одновременно.

Объединение физических и духовных повествований

Дети могут сформировать понимание физических аспектов смерти очень рано . В одном исследовании трех-пятилетним детям был дан урок о теле и его системах. Эти дети сформировали более глубокое понимание причин смерти, чем дети, которые не получили этого урока.

В то же время у детей также может сформироваться духовное понимание смерти. Действительно, хотя большинство вопросов детей к родителям касаются биологических аспектов смерти, ответы большинства родителей относятся к духовным элементам. Например, если ребенок спрашивает: "Что происходит с людьми, когда они умирают?"родитель может сказать:” твое тело перестает работать“, но вместо этого многие скажут:" ты отправляешься на небеса."Это может быть мотивировано желанием защитить ребенка от окончательной смерти .

Физическое и духовное понимание может смешиваться детьми без чувства противоречия, как в понимании мексиканскими детьми Día de Muertos. Исследования показывают, что биологическое понимание часто предшествует духовному пониманию, причем первое смягчает второе.

Как решить проблему смерти с детьми

В исследованиях, посвященных детям, не пережившим тяжелой утраты, было обнаружено, что более глубокое биологическое понимание смерти коррелирует с более низкой тревожностью по поводу смерти.

Страх и беспокойство затрудняют мысли детей о погибших. В этом случае открытое общение с родителями поддерживает способность ребенка справляться с трудностями. Люди, которые вспоминали, что их родители были открыты для разговоров о смерти, сообщали, что лучше справлялись со смертью в детстве, что, в свою очередь, было связано с лучшим совладанием в зрелом возрасте. Поэтому разговоры родителей и детей о смерти важны.