Найти тему

Как график Эмиль Орлик вошёл в историю, вышел из неё и снова зашёл. Роль личных связей. (подробности)

Оглавление

Как путешествовать и быть известным

Несмотря на то, что страна восходящего Солнца открылась для внешнего мира в 1854 году, к концу века мода на всё японское в Европе не только продолжалась, но была на подъёме.

Японское искусство в силу своей инаковости завораживало европейцев. В частности художников. А гравюры из далёкого государства были предметом коллекционирования и почитания. Некоторые импрессионисты даже умудрялись вставлять их изображения в собственные живописные произведения.

Эмиль Орлик "Курумая, отдыхающий рикша" 32,2 х 25,7 см, цветная литография, 1900 г.
Эмиль Орлик "Курумая, отдыхающий рикша" 32,2 х 25,7 см, цветная литография, 1900 г.

Орлика интересовала восточная техника печати. Для знакомства с ней из первых рук он в марте 1900 года отправился в своё первое путешествие в Японию. Там он пробыл около года и усвоил много приёмов от художников, резчиков и печатников. У японцев созданием гравюры на дереве занимались три разных человека.

График отразил этапы их метода в серии ныне хрестоматийных ксилографий. Его поразили отличия, которые он здесь обнаружил. Вот что он сам об этом писал:

«…техника цветной печати, несмотря на простоту принципа, снабжена таким количеством уловок и приёмов, что только теперь я понимаю, почему мы в Европе, которые пытались это сделать, сумели произвести только "попытки".»

Эмиль Орлик "Художник" ксилография, 1903 г.
Эмиль Орлик "Художник" ксилография, 1903 г.

Свои изыскания он подробно документировал в обширной корреспонденции с друзьями. На основе писем Райнер Мария Рильке опубликовал в журнале Ver Sacrum статью, которая вызвала большой интерес. Сейчас эти журналы Венского Сецессиона представляют не только эстетическую, но и коллекционную ценность. На некоторые выпуски идёт настоящая охота.

Связи решают многое. Даже на другом конце земли. Во время пребывания в Японии Орлик участвовал в выставках, а местные арт-журналы публиковали о нём и его работах статьи. Это произошло благодаря Адольфу Фишеру, который представил художника токийским арт-кругам.

Эмиль Орлик (1870 -1932) "Лежащая обнаженная", офорт, 16,4 х 37,5 см, 1911 г.
Эмиль Орлик (1870 -1932) "Лежащая обнаженная", офорт, 16,4 х 37,5 см, 1911 г.

Кстати, Фишер сам был примечательной личностью – путешественник, исследователь и коллекционер, он в 1913 году основал в Кёльне Музей Восточноазиатского искусства.

Эмиль Орлик "Перед храмом" 20.2 x 19.8 см, офорт, 1902 г.
Эмиль Орлик "Перед храмом" 20.2 x 19.8 см, офорт, 1902 г.

После возвращения в Вену из Японии мастер со своими работами участвовал в экспозициях Сецессиона, публиковался в Ver Sacrum, и проводил свои персональные выставки во многих городах. Они пользовались неизменным успехом и его популярность росла.

Путешествия были для него не только страстью, но и источником материала для новых работ. В 1912 году он отправился в очередные странствия и посетил Северную Африку, Цейлон, Китай, Корею и Японию, а вернулся через Сибирь. От пребывания в Египте осталась примечательная серия офортов, которая и сейчас вызывает интерес коллекционеров.

Эмиль Орлик и Россия

Для меня оказалось неожиданным фактом то, что Орлик, хотя и косвенно, был связан с Брест-Литовской конференцией. Как я уже упоминал, он обладал большими связями. Среди его знакомых был и Рихард фон Кюльман – дипломат, глава министерства иностранных дел Германской империи. В 1918 году он возглавлял немецкую делегацию на переговорах и пригласил Орлика в качестве художника конференции.

Там он рисовал портреты официальных представителей держав участниц. В результате поездки он сделал 72 портрета, среди них – изображение Льва Троцкого. Но это не всё. Помимо портретов он создал серию карикатурных литографий, которые затем опубликовал в альбоме „Брест-Литовск“ (1918).

След в истории

Орлик заслужил репутацию прекрасного портретиста. В живописных портретах высокопоставленные особы ценили его за качество и предсказуемость. Несмотря на то, что это было время экспериментов и потрясений, большая часть статусного класса жила по бессрочным законам, хотя иногда и делала вид, что следует моде.

Конечно, портреты Орлика хороши не только точностью, но и изящным психологизмом. В графике художник был более свободен, чем в живописи и куда более интересен. И часто более глубок. Особенно в офорте.

Если рассматривать только портреты мастера, то окажется, что среди портретируемых им персон довольно много самых известных интеллектуалов того времени. Для этого есть причина, – он сам был интеллектуалом и прекрасным рассказчиком. Этой категории людей было интересно и приятно проводить с ним время.

С аншлюсом Австрии и в период нацистского правления в Германии имя Орлика пытались вычеркнуть из истории искусства. И с падением этого режима оно восстановилось не сразу – яркий свет великих творцов Венского Сецессиона на время затмил его имя. Первые после войны выставки Орлика состоялись в 1963, они прошли в Берлине и Штутгарте, а позднее в Австрии.

Эмиль Орлик "Feluka on Nile", сухая игла
Эмиль Орлик "Feluka on Nile", сухая игла

После лёгкого забвения имя Эмиля Орлика всё чаще появляется в публикациях, проводятся его персональные выставки, печатаются альбомы произведений и сборники писем. Отдельным изданием в 1992 году вышел каталог экслибрисов, среди которых есть и книжный знак его друга – одного из наиболее влиятельных поэтов-модернистов XX века Райнера Марии Рильке.

Не могу не упомянуть и о том, что в последние несколько лет графические работы Орлика сильно поднялись в цене. В особенности его японская серия гравюр.

Что же касается его «апостольства», то конечно, речь не идёт о том, что кто-то на рубеже 19-го и 20-го века изобрёл ксилографию. Тогда Орлик в числе совсем небольшого количества людей в Европе не только вновь открыл её для широкой аудитории, но и пробудил к ней интерес среди профессионалов. Он активно пропагандировал гравюру на дереве, издавал статьи, делился тем, что узнал в Японии.

Эмиль Орлик "Женщина на кушетке", масло, 1916 г.
Эмиль Орлик "Женщина на кушетке", масло, 1916 г.

Заметную часть жизни Орлик провёл в Берлине, куда переехал в 1905 году, получив должность профессора в Школе Графического и Книжного Искусства при Музее декоративного искусства (Kunstgewerbemuseum).

Он ушёл из жизни в 1932 году, в последний год перед тем, как его мир, в котором он жил и который создавал, перестал существовать. Но он этого уже не узнал.

Валерий Бо

Первая часть истории Эмиля Орлика – ЗДЕСЬ

Любезно оставляйте знаки вашего внимания, комментарии и подписывайтесь на мой канал.