Около полуночи 2 апреля вьетнамское рыболовецкое судно затонуло в спорных водах Южно-Китайского моря после того, как его якобы протаранила китайская береговая охрана. Министерство иностранных дел Вьетнама оперативно отреагировало, заявив, что этот акт нарушает суверенитет его страны. Аналогичный инцидент произошел в марте 2019 года вблизи контролируемых Китаем Парасельских островов. В самом последнем случае Пекин отверг это утверждение, заявив, что именно деревянное рыболовецкое судно протаранило судно со стальным корпусом и тем самым само затонуло.
Заявление Пекина неизбежно вызвало критику. США осудили инцидент, назвав его “последним в длинной череде действий КНР по утверждению незаконных морских претензий и ущемлению своих юго-восточноазиатских соседей в Южно-Китайском море”. Среди членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии Филиппины были первыми, кто поддержал Вьетнам, назвав исторические претензии Китая по линии девяти тире в Южно-Китайском море “вымышленными”. Он привел еще один инцидент в июне 2019 года, когда 22 Филиппинских рыбака должны были быть спасены после того, как китайское судно затонуло их лодку в Рид-Бэнк. Эта редкая вспышка солидарности между Вьетнамом и Филиппинами показывает, насколько серьезно эти провокации воспринимаются друзьями Пекина в регионе.
Некоторые эксперты подозревают, что недавнее потопление было ответом на вербальную ноту, направленную Вьетнамом в прошлом месяце в комиссию Организации Объединенных Наций по границам континентального шельфа (CLCS), которая ссылалась на решение Арбитражного суда ООН в 2016 году о признании недействительными правовых оснований претензий Пекина в Южно-Китайском море.
8 апреля Пекин еще больше озлобил регион, объявив о создании двух новых административных округов, которые займут острова Парасель и Спратли. Новые районы Сиша и Наньша находятся под контролем города Санша, который управляет островами и рифами, в настоящее время занятыми вьетнамскими гражданами и военными. Министерство природных ресурсов и Министерство гражданских дел Китая опубликовали “официальные " названия и координаты 80 островов, рифов, подводных гор, отмелей и хребтов, многие из которых находятся под водой во время прилива. Последний раз Китай выдал такой список был составлен в 1983 году, когда в нем были названы 287 географических объектов на всей территории спорных вод. Поскольку Китай вновь использует свои внутренние институты и правовые рамки для осуществления своих притязаний в Южно-Китайском море, некоторые вьетнамские эксперты обеспокоены тем , что этот шаг является предлогом для более агрессивных действий, включая возможность военного вмешательства.
Вьетнам-не единственная цель недавнего наступления Китая. 16 апреля Пекин направил разведывательное судно Haiyang Dizhi 8 в акваторию в пределах зоны экономического отчуждения Малайзии. Это же судно позорно участвовало в месячном противостоянии во вьетнамских водах в июле 2019 года. На этот раз судно, как сообщается, сопровождало разведочное судно, управляемое государственной нефтяной компанией Малайзии Petronas. Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что китайский корабль, возможно, сам занимался поисками нефти. В этом месяце фрегат Королевских ВМС Австралии HMAS Parramatta присоединился к трем военным кораблям США в этом районе для проведения совместных учений маневры, совпадающие с американскими призывами к Китаю прекратить свое “ хулиганское поведение ” в Южно-Китайском море.
Благодарю за прочтение статьи.