Найти тему
Слева наПраво

Новый порядок оформления и использования цифровых пропусков в Москве

В Москве вступил в силу новый Порядок оформления и использования цифровых пропусков, изменения коснулись и применения мер ответсвенности к нарушителям установленных правил. Давайте разбираться.

Фото из открытых источников (https://pixabay.com)
Фото из открытых источников (https://pixabay.com)

Опубликован новый Указ мэра от 29 апреля № 52-УМ, которым внесены изменения в Указ от 4 апреля № 40-УМ «Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве» и в Указ от 11 апреля № 43-УМ о цифровых пропусках. 

Про ответственность владельцев ТС

Начнем с изменения в Указ № 40-УМ. Оно касается пункта 1.4. этого указа, где теперь закреплено, что составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП за нарушение организациями и ИП следующих требований, осуществляется «Московской административной дорожной инспекцией в части соблюдения собственниками (владельцами) транспортных средств правил поведения при введении режима повышенной готовности….».

Это значит, что сотрудники МАДИ могут штрафовать собственников тех транспортных средств, которые передвигаются по городу без права на это (больные COVID-19 или имеющие симптомы ОРВИ и их родственники) или без цифровых пропусков (или которые не внесли данные о ТС в свои цифровые пропуска). 

Мы уже писали о том, что ответственность владельцев транспортного средства за перемещение по городу автомобиля противоречит презумпции невиновности, закреплённой в КоАП РФ. Ответственность собственников ТС законна только в случаях, установленных федеральным законом: это административные нарушения в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ) и благоустройства территорий. Городское законодательство не только не может противоречить федеральному КоАП, но и прямо предусматривает, что производство по статьям московского КоАП осуществляется в соответствии с КоАП федеральным. Мы уж и не говорим о том, что указ мэра не может вносить изменения в федеральное законодательство об административных правонарушений.  

Про количество пропусков на одного человека

Напомним, что согласно пункту 4 Указа № 43-УМ «Для передвижения по территории города Москвы с использованием любых видов транспорта граждане обязаны иметь при себе цифровой пропуск…».

Пункт 4.1. Указа № 43-УМ закрепил, что для работы оформляется не более одного цифрового пропуска на один и тот же срок действия. Это означает, что при невозможности продления цифрового пропуска после 4 мая можно оформить новый. Главное, чтобы по срокам эти пропуска не пересекались: с учётом того, что пропуска, оформленные до 30 апреля автоматически действуют до 4 мая, оформлять новый пропуск надо с 5 мая.

Данные, которые надо указывать при оформлении пропусков

Для всех видов пропусков теперь необходимо указать контактный номер телефона, принадлежащий оператору связи, осуществляющему свою деятельность на территории России (пункт 4.1.3. Указа)

Цифровые пропуска с номерами телефона, которые зарегистрированы не в России, будут аннулированы, на основании предоставления недостоверных данных.

Кроме того, напоминаем, что для рабочих пропусков необходимо указывать ИНН организации, которая продолжает работать. Согласно информации на сайте правительства Москвы до настоящего времени не создана единая база организаций, продолжающих работать, что не исключает однако возможность проверки организации в индивидуальном порядке, а также проверки штата сотрудников (организации обязаны предоставлять списки сотрудников, которые будут трудиться). 

Про автомобили с иностранными номерами 

Появился новый пункт - 4.5. Он устанавливает, что для передвижения с использованием ТС, зарегистрированных на территории иностранных государств, гражданин, помимо сведений, сообщаемых для передвижения (ФИО, серия и номер паспорта, контактный номер телефона, адрес электронной почты, номер ТС, маршрут и т.д.), также обязан: 

  • в отношении физического лица, являющегося собственником ТС, сообщить фамилию, имя, отчество (при наличии), дату, место его рождения, адрес регистрации на территории РФ, контактный номер телефона, адрес электронной почты. 
  • в отношении юридического лица, являющегося собственником ТС, сообщить наименование юридического лица, данные об адресе регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика или его аналог. 
  • сообщить серию и номер регистрационного документа ТС. 
  • приложить фотографии лицевой и тыльной сторон регистрационного документа ТС и фотографии водительского удостоверения. 

В пункте 6.5 дополнительно отмечено, что те граждане, которые оформили цифровые пропуска до 30 апреля (включительно) и внесли туда данные на ТС, зарегистрированного на территории иностранного государства, для продолжения использования своего цифрового пропуска должны дополнить данные с 1 по 4 мая на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы, сведениями, которые указаны выше.

Пунктом 7 Указа закреплено, что получить новые цифровые пропуска на ТС, зарегистрированные на территории иностранного государства, возможно 

только через cайт  и только с 30 апреля. Оформить такие пропуска по телефону горячей линии или через смс по короткому номеру не получится.

Все рабочие пропуска со сроком действия до 30 апреля (включительно) автоматически продлеваются до 4 мая. 

Если необходимо выезжать после 4 мая, то уже необходимо либо продлить действующий цифровой пропуск, либо оформить новый с максимальным сроком действия до 11 мая включительно (пункт 6.6. Указа).

Про реестр ТС Департамента транспорта г. Москвы 

Очень важное новое уточнение в пункте 13.6. Указа. Им закреплено, что передвижение по территории города Москвы с использованием физическими лицами, юридическими лицами ТС, не включенных в реестр Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, не допускается. То есть передвижение на автомобилях, данные которых не внесены в цифровые пропуска или вообще владельцем ТС не оформлен такой пропуск, запрещается. 

К административной ответственности за нарушение требований настоящего пункта привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Итог

Что ж, московскими властями предпринята попытка создать видимость законности, прописав в указе мэра, возможность привлечения к ответсвенности собственников ТС. Попытка, с нашей точки зрения, не удачная.

Повторимся, случаи ответственности владельцев ТС прямо закреплены в КоАП РФ. Статья 2.6.1. КоАП РФ устанавливает, что к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения и благоустройства территории, предусмотренные региональными законами, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фотофиксации этих нарушений, привлекаются собственники (владельцы) ТС. При этом собственник ТС освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении, докажет, что в момент фиксации нарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

В свете того, что презумпция невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ) не применяется только в отношении правонарушений в области дорожного движения и благоустройства территорий, собственник ТС якобы нарушивший предписания мэра в режиме повышенной готовности может заявить о том, что ТС управлял не он. Доказывать свою правоту он не обязан, обратное должна доказать МАДИ.