Из 137 стран, рассматриваемых в настоящее время, ФБ относит 74 к демократии, а 63 к автократии.
Ограничение свободы выражения мнений, свободы прессы или беспомощность конституционных судов – как правило, это характеристики автократии. Но последний индекс, составленный фондом Бертельсманна, показывает, что верховенство закона и политические свободы подрываются все в больших масштабах. Основными причинами являются злоупотребление властью и кумовство, которые усиливают экономическое неравенство и способствуют социальному расколу. Последствия пандемии коронавируса угрожают углубить кризис.
Число людей, которые подвергаются государственным репрессиям, увеличивается во всем мире. В шестой раз подряд рейтинги международного индекса Фонда Бертельсманна по трансформации демократии, рыночной экономики и управления упали до самого низкого уровня с начала исследования. С 2004 года индекс оценивает политические и экономические события в развивающихся странах и странах с переходной экономикой каждые два года. Из 137 стран, рассматриваемых в настоящее время, ФБ относит 74 к демократии, а 63 к автократии.
Слабые демократии, репрессивные автократии
В настоящее время доля демократий в исследованных странах составляет 54 процента. Это не является серьезным шагом назад по сравнению с исследованием ФБ в 2010 году (57 процентов). Снижение среднего глобального балла уровня демократии в основном является результатом ослабления демократий и усиления репрессивных автократий. Например, за последнее десятилетие разделение властей было значительно подорвано в 60 государствах. В 58 странах права на демонстрации и свободу организации были ограничены. Свобода мнений и свобода прессы были ограничены в половине всех исследованных стран. Эта негативная тенденция сохраняется практически без изменений в нынешнем исследовании ФБ.
Примерно в одной пятой исследованных развивающихся стран и стран с переходной экономикой качество демократии снизилось, а уровень репрессий вновь возрос. Венгерское чрезвычайное законодательство с его бессрочным приостановлением разделения властей иллюстрирует тот факт, что борьба с COVID-19 будет способствовать дальнейшему продвижению тенденции к усилению исполнительной власти. Это будут использоваться некоторыми главами государств для консолидации авторитарных структур.
По мнению авторов, подрыв верховенства закона и гражданских свобод в когда-то стабильных демократиях поразителен. Примерами этого являются индуистский национализм в Индии, правый популизм в Бразилии или авторитарный курс члена ЕС Венгрии. События в этих странах свидетельствуют о растущей политической поляризации, которая также сотрясает консолидированные демократии. Это часто сопровождается подавлением оппозиции, этнических или религиозных меньшинств. Это также относится и к Турции, которую авторы впервые классифицируют как автократию из-за массовых ограничений свободы прессы, грубого игнорирования гражданских прав и подрыва принципа разделения властей.
«Национализм и клановость не новы, но они стали приемлемыми во всем мире. Даже бывшие демократические страны, например Польша или Венгрия, которые находятся в самом сердце Европы, теперь испытывают тревожные события, когда дело доходит до верховенства закона и качества демократии», – говорит Бриджит Мон, член исполнительного совета Фонда Бертельсманна.
Отсутствие ответов на политические и социально-экономические проблемы
Причинами дестабилизации устоявшихся политических порядков являются неспособность политических субъектов решать проблемы, клиентелизм и отсутствие готовности к компромиссу. Большинству правительств не удается найти ответы на проблему экономической и социальной изоляции широких слоев населения. Бедность и неравенство широко распространены в 76 из 137 стран, включая 46 из 50 африканских стран. Ввиду устройства систем здравоохранения и неблагоприятных условий жизни самые слабые члены этих обществ особенно уязвимы перед разрушительными последствиями нынешней пандемии.
Эти хронические недостатки часто являются следствием концентрации власти и клановости. Небольшая элита управляет за счет большинства населения и подрывает доверие к демократии и рыночной экономике. B 2020 году ФБ зафиксировал искаженную политическую и экономическую конкуренцию в растущем числе стран, которых сейчас насчитывается более 100. Это относится не только к 63 автократиям, но также и к многочисленным демократиям со слабым разделением властей, таким как Венгрия и Сербия, или с неадекватной конкурентной политикой, таким как Индонезия и Филиппины.
Соответственно, качество управления во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой снижается. Люди в странах с режимом автократией особенно страдают от плохого управления. Из 42 очень хорошо управляемых стран только одна является автократией: Сингапур. Напротив, из 46 стран с плохим или неудовлетворительным управлением только пять являются демократиями: Босния и Герцеговина, Венгрия, Лесото, Ливан и Нигерия. В целом, только в этом десятилетии качество управления значительно упало в 42 странах. К ним относятся густонаселенные страны с крупной экономикой, такие как Бразилия, Египет, Индия, Индонезия, Мексика, Нигерия и Турция. В частности, ухудшились элементы управления, направленные на достижение консенсуса. Существующие этнические, религиозные или региональные расколы часто эксплуатируются и целенаправленно углубляются. Отсутствие доверия со стороны общественности и неадекватное политическое руководство являются плохими предпосылками для успешного урегулирования кризисов и сдерживания COVID-19.
Проблески надежды против авторитарного тренда
Больше всего репрессий зафиксировано в автократиях, но и в демократических странах замечены большие недостатки. Эта тенденция не является необратимой. В Эквадоре авторитарный режим был преодолен, процессы демократизации начались в неожиданных местах, таких как Армения и Малайзия. Были также лучи надежды против авторитарной тенденции в Эфиопии и – уже после окончания периода оценки ФБ – также в Алжире или Судане. Там длительные протесты привели к смене правительства и надежде на политические перемены.
Авторы исследования подчеркивают, что позитивные импульсы для трансформации в настоящее время поступают гораздо реже от правительств, чем от критических представителей гражданского общества, которые сопротивляются демонтажу демократических стандартов.
Предыстория
Начиная с 2004 года Индекс трансформации ФБ регулярно анализирует и оценивает качество демократии, рыночной экономики и управления в 137 развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Оценка основана на более чем 5000 страницах подробных отчетов, подготовленных в сотрудничестве с более чем 280 экспертами из ведущих университетов и аналитических центров в более чем 120 странах. ФБ является единственным международным сравнительным индексом, который измеряет качество управления с помощью различных данных и предлагает всесторонний анализ политического управления в процессах трансформации.
Источник: anfrussian.com