Найти тему
Усадьба Кусково

Великая Отечественная война и усадьба Кусково. К 75-летию Победы. Часть 2. Женская снайперская школа

В первые месяцы войны было решено организовать централизованную подготовку женщин-снайперов высокой квалификации с инструкторскими навыками. Школа инструкторов-снайперов при Главном Управлении Всевобуча (ГУВВО) начала занятия с первым набором курсантов 18 апреля. Руководила школой инструкторов-снайперов капитан Красной армии Нора Павловна Чегодаева - участник Гражданской войны в Испании. Зимой 1942 года, прибыв с Волховского фронта Нора Павловна вернулась в Москву, чтобы организовать работу школы снайперов в Кускове. 20 марта 1942 года вышел Приказ Наркома Обороны о создании женской школы снайперов в подмосковном поселке Кусково. С 21 мая 1943 года Нора Павловна Чегодаева возглавила эту школу снайперской подготовки. Причем в школу начало пребывать пополнение еще тогда, когда приказ НКО СССР только готовился. Курсантки смотрели на нее с обожанием и мечтали походить на свою начальницу.

Нора Павловна Чегодаева
Нора Павловна Чегодаева

Центральная женская школа снайперской подготовки структурно была похожа на пехотное училище. Согласно армейской традиции, в первую роту батальона брали самых рослых и видных девушек. Их называли «королевами». В четвертую роту попадали те, кто ростом не вышел, и называли их иронически: «карандаши», — но они на это не обижались.

-2

Распорядок дня девушек-снайперов был напряженный – 15 часов в сутки:

1. Утро – зарядка на воздухе в любую погоду

2. После завтрака – политинформация.

3. в течении 8 часов проходили специальные занятия.

4. 40 минут – чистка оружия.

5. 1,5 ч. – политическая подготовка

6. 1 час в сутки уделялся на личное время.

Учебные классы находились на территории Высшей комсомольской школы (ныне - университет МосГУ, бывшая территория кусковского зверинца), а в Косине, в районе Белого озера находился снайперский полигон. Жили девушки в казармах, которые были оборудованы в Большой каменной оранжерее и в одном бараке на Пионерской улице (Лыткаринская улица) посёлка Вешняки. Каждый день в любую погоду девушки ходили 7 километров на стрельбище, а в конце обучения сдавали экзамены: совершали 70-километровый марш-бросок с полной солдатской выкладкой.

Огневую подготовку возглавлял Николай Григорьевич Крепс, участник гражданской войны, который превосходно знал стрелковое дело.

Девушки-снайперы по много часов тренировали зрение, наблюдательность, отрабатывали твердость руки. Курсанты успешно сдавшие экзамены, сразу отправлялись на фронт.

Требования к потенциальным курсантам снайперской школы были высоки: предпочтение отдавалось крепким, физически выносливым девушкам, обладавшим отличным зрением, в возрасте до 25 лет и образованием не ниже 7-ми классов, годным к службе в армии из числа прошедших подготовку в снайперских подразделениях Всевобуча и специальную медицинскую комиссию.

Кроме обучения снайперской стрельбе девушек учили стрельбе из ручного и станкового пулеметов, из противотанкового ружья, метанию гранат, бутылок с зажигательной смесью, штыковому бою, и оказанию первой медицинской помощи. Отрабатывались твердость руки, маскировка, способность двигаться по-пластунски и быстро делать перебежки, способность оборудовать ячейки – запасные и ложные для маскировки.

-3
Из воспоминаний выпускницы школы:
«Сколько всего накопали мы своими небольшими саперными лопатками, зато научились все это делать быстро и хорошо..."

Центральная женская снайперская школа считалась лучшей в стране по подготовке стрелков-снайперов. Примером того, как готовили снайперские кадры в этой подмосковной школе, может служить свидетельство одного из инструкторов:

«Трехлинейную винтовку и снайперскую СВТ-40 девушки научились разбирать чуть ли не с закрытыми глазами. Но прежде чем произвести первый выстрел боевым патроном, им пришлось многое усвоить. Нужно было изучить принцип действия прицела, почти автоматически уметь определять расстояние до цели, скорость ветра, скорость движения цели и быстро производить соответствующие расчеты. Требовалось упорно тренировать зрение, наблюдательность, отрабатывать твердость руки, умение плавно нажимать на спусковой крючок..."

Начальником политотдела Школы инструкторов-снайперов была Екатерина Николаевна Никифорова. Девушки ее любили за доброту и отзывчивость, называли «мама Катя». Майор Никифорова сопровождала на фронт девушек-снайперов 1-го выпуска, когда 50 человек в сентябре 1942 года отправили на Калининский фронт, где проходила Ржевско-Сычевская наступательная операция. «Мама Катя» была любимицей девушек и провела, выехав со снайперами на передовую, большую работу по их устройству и была свидетелем первых боевых успехов некоторых воспитанниц школы.

Н. Никифорова вместе с первым выпуском отправляется на фронт
Н. Никифорова вместе с первым выпуском отправляется на фронт

Из воспоминаний Н.Никифоровой:

«...Короткие остановки одна, другая, третья. Быстро промелькнуло несколько заснеженных безлюдных подмосковных платформ. И вот наконец та, на которой мне предстоит теперь каждый раз выходить, — Вешняки.
...Торопливо подхватив немудреный багаж, спрыгиваю с электрички. Поезд уже набирает ход и, погромыхивая на стыках, скрывается за поворотом. Кроме меня, на платформе еще две молоденькие девчонки. В легких, совсем не зимних пальтишках, ботиках. Ехали мы, как выяснилось, в одно место, на женские снайперские курсы. Только я, чтобы стать заместителем начальника курсов по политической части, а мои попутчицы — курсантками.
Это было в январе 1943 года. Тогда я еще не знала, что снайперским курсам в соответствии с приказом Наркомата обороны предстояло скоро превратиться в Центральную женскую школу снайперской подготовки.
Школе нужны были командиры, преподаватели, политработники. Меня откомандировали с Карельского фронта, другие приходили из подразделений всевобуча как специалисты стрелкового дела — готовить-то предстояло снайперов, третьи после фронтовых ранений — из госпиталей. Честно говоря, не для всех назначение в Вешняки было желанным. Боевые офицеры — и мужчины и женщины — рвались обратно на фронт…»

Курсанты снайперской школы пристально следили за ситуацией на фронте. 2 февраля 1943 года личный состав ЦШИСП и женских курсов отличных стрелков снайперской подготовки внесли свои сбережения (69 260 рублей) на производство снайперских винтовок. 3 февраля были проведены митинги в честь успешного завершения битвы на Волге и ликвидации окруженных под Сталинградом вражеских войск. В ответ на боевые успехи Крас­ной Армии курсанты заявили:

«Мы будем еще сильнее крепить железную воинскую дис­циплину, учиться только на «отлично», быть готовыми беспощадно громить врага».

В 10 часов утра 23 февраля 1943 года по улицам поселка Вешняки, твердо чеканя шаг, прошли 4 роты девушек – курсанток с песней «Вставая страна огромная». В этот день все они торжественно приняли воинскую присягу. Начальник курсов Чегодаева читала текст присяги, а девушки торжественно повторяли за ней слова. После принятия присяги девушки были отправлены в запасной полк под Великие Луки. Затем - на Калининский фронт, в 21-ю Гвардейскую стрелковую дивизию.

Из приказа Наркомата обороны Союза ССР за № 0367 от 21 мая 1943 года:
«К 25 июля 1943 года сформировать на базе женских курсов отличных стрелков при Центральной школе инструкторов снайперского дела Центральную женскую школу снайперской подготовки в составе двух батальонов...».
Снайпер Петрова. Июль 1943г., фото из архива музея ВОВ
Снайпер Петрова. Июль 1943г., фото из архива музея ВОВ

В поселке Вешняки выяснилось, что место для размещения школы было выбрано неудачно, поскольку стрельбищ для выполнения тренировочных заданий, а также учебных полей с различным рельефом, не было. Вследствие этого приказом по школе от 4 июня 1943 г. было решено осуществить переезд ЦЖШСП на место нового расквартирования в поселок Амерево.

Летний лагерь ЦЖШСП. 1943 год. Фото из архива музея ВОВ
Летний лагерь ЦЖШСП. 1943 год. Фото из архива музея ВОВ

В июне 1943 г. Женская снайперская школа была перебазирована в поселок Амерово Щелковского района, где был установлен летний палаточный лагерь. Место дислокации в Амерево изначально рассматривалось ее командованием как временный лагерь. В сентябре 1943 г. школа перебазировалась в поселок Цементного Завода на станции Силикатная Подольского района Московской области, где и просуществовала до момента своего расформирования в мае 1945 г.

«...В первый же день «охоты» ефрейтор Скрипочкина убила двух гитлеровцев, Белоусова и Галиня по одному, сержант Крамерева и ефрейто­ры Бычкова и Комарова за первых два дня «охоты» унич­тожили также по два гитле­ровца. Честь и слава девушкам-патриоткам, очищающим советскую землю от фашистской заразы!»
Га­зета «Фронтовик» (август 1943 г.)

Во время войны школа снайперское подготовки выпустила более двух тысяч девушек-снайперов. Средний возраст учениц не превышал 17–18 лет. Две выпускницы учреждения — Татьяна Барамзина и Алия Молдагулова — были посмертно награждены званием Героя Советского Союза.

В 30-летнюю годовщину ВОВ на территории музея усадьбы на здании Большой каменной оранжереи была установлена мемориальная доска в честь женщин-снайперов. Открытие проходило в торжественной обстановке, присутствовали бывшие снайперы-выпускники курсов, школьники Перовского района. О героях войны жителям Москвы также напоминают названия двух расположенных рядом с ним улиц — Молдагуловой и Снайперской.

Мемориальная доска на Большой каменной оранжерее
Мемориальная доска на Большой каменной оранжерее

За весь период с 1941 по 1945гг. на фронтах Великой Отечественной войны воевали 1885 девушек-снайперов, выпускниц Центральной женской снайперской школы, более 180 человек погибли.

В статье использовались материалы музея "Школьные годы" ГБОУ Школа 2126 "Перово"