Найти тему

Этот мир не будет прежним: контент, психология толпы и цифровая гигиена

Как социальные медиа влияют на нашу психику и поведение (в коллаже использован плакат А. Родченко)
Как социальные медиа влияют на нашу психику и поведение (в коллаже использован плакат А. Родченко)

Текущая ситуация показала, насколько мы все взаимозависимы, и насколько легко можно устроить коллапс, особенно - коллапс в голове. Я думаю, такого масштабного социального эксперимента еще не было. Пожалуй, если бы его хотели устроить намеренно, вышло бы менее согласованно, чем сейчас. В любом случае, апрель 2020-го еще вспомнят на лекциях по социальной психологии.

И ключевую роль в этом играет современная технологизация и цифровизация нашей жизни. Каждый из нас теперь носит с собой смартфон как способ связи с миром и такой своеобразный собственный рупор или СМИ: зашел в интернет и сообщил, все что думаешь, о чем переживаешь, что беспокоит.

Когда говорили, что жизнь не будет прежней - это о влиянии социальных сетей на массовую психологию, на мой взгляд. Прежней не будет, потому что оказалось очень легко манипулировать массами. Раньше масса и толпа оценивалась как некое образование людей на улице, а сейчас толпа - это миллиарды аккаунтов в соц. сетях, которые непрерывно постят слухи, страхи, фейки и т.д.

Раньше кто-то кричал в мегафон на площади, а сейчас достаточно открыть ленту новостей или включить телевизор, чтобы услышать внушение похлеще зачинщиков беспорядков: везде маски, люди в костюмах из фильмов об апокалипсисе, подсчет смертей и очаги распространения...

Эффект толпы
Эффект толпы

Мы стали зависеть от контента. Казалось, чем больше доступ к информации, тем достовернее выводы. Оказалось все наоборот: огромный поток противоречивой информации выключает способность критически мыслить и формирует волну эмоций и панических настроений.

Тревожная информация из всех утюгов включает все те же эффекты, которые знакомы болельщикам на стадионе:

  • эмоциональное заражение
  • шаблонное поведение (конформизм, подражание)
  • сниженная критичность мышления (нелогичность, инстинктивность)

Это тот же эффект толпы, только перенесенный в онлайн - в социальные сети и мессенджеры. Эмоции и настроения стихийно управляют нашим поведением, мы начинаем нелогично поступать (скупать туалетную бумагу), подражать (носить маску или нет) и заражаться эмоциями других, к сожалению, не всегда позитивными.

Соблюдаем гигиену не только рук, но и информации
Соблюдаем гигиену не только рук, но и информации

Пожалуй, пора подумать о навыках не только гигиены рук, но и цифровой гигиены:

  • до минимума сократить просмотр новостей, связанных с текущей ситуацией (самое важное до вас все равно дойдет)
  • в социальных сетях фильтровать потом информации, отключать не желательную
  • смотреть контент, не связанный с актуальными новостями - фильмы, сериалы, обучающие ролики

В общем, на 5 минут выглянули в новостное пространство и обратно в жизнь! А жизнь продолжается, и все идет своим чередом: солнце светит, птички поют, и весна уже полным ходом.

Смотрите также:

Пока сидим дома: почему не стоит себя ругать за лень и непродуктивность?

Мемы самоизоляции: как юмор спасает от стресса. Часть 1

Изоизоляция: почему творческий флешмоб стал популярным? Взгляд психолога

Каждый ваш лайк, репост, комментарий и подписка на канал, способствует его развитию и поддерживает автора :) Спасибо
Каждый ваш лайк, репост, комментарий и подписка на канал, способствует его развитию и поддерживает автора :) Спасибо

Подписаться на канал: Психология с Анной Агалаковой