Всем здравствуйте. Решил предложить схему, в свое время мне понравилась, тиристорного зарядного устройства из-за ее простоты, надежности и низких затрат на изготовление. Конечно, у такой схемы также есть свои недостатки — она создает большую нагрузку на сетевой трансформатор, который выбирается иначе с точки зрения мощности, чем для линейных зарядных устройств и установить фильтр, для подавления высокочастотных помех, проникающих в сеть.
Еще одно не маловажное замечание для того, чтобы уменьшить и сгладить пики тока, которыми заряжается батарея, желательно включить дроссель определенной мощности в цепь зарядного устройства. Однако в общем это означает увеличение стоимости и веса зарядного устройства что на практике это условие не всегда применяется.
Однако, несмотря на все эти недостатки, многие автолюбители повсеместно использовали тиристорные зарядные устройства. Схема тиристорного зарядного устройства приведена на рисунке.
Зарядному устройству требуется сетевой трансформатор, который обеспечивает напряжение на вторичной обмотке порядка от 16 до 18В и ток не менее 6А. Для нормальной работы мощность трансформатора выберите порядка 120Вт, но можно и более.
Вторичное напряжение от трансформатора подается через клеммную колодку P1 на мостовой выпрямитель на диодах D1-D4 это любые подходящие на 10А. Постоянное напряжение от выпрямителя подается на анод силового тиристора TY1. Зеленый светодиод D5 указывает, что зарядное устройство подключено к сетевому напряжению.
Когда заряжаемая батарея правильно подключена к выходной клеммной колодке P2 зарядного устройства, управляющий транзистор T1 переключается напряжением батареи через резистор R4, который соединяет резистор R2 с землей. При этом открывается транзистор T2, который передает положительные пики напряжения от выпрямителя на управляющий электрод силового тиристора TY1 через диод D6 и резистор R3. Затем тиристор включает каждый положительный полупериод сетевого напряжения и передает импульсы зарядного тока в подключенный аккумулятор. Резистор R6 отключает тиристор и формирует предварительную нагрузку для зарядного устройства.
Светодиод D7 дает нам визуальную информацию о процессе зарядки. Если выход зарядного устройства замкнут накоротко или батарея подключена неправильно, транзистор T1 не откроется, и в результате транзистор T2 и тиристор TY1 не запустятся. Следовательно, ток от батареи обратной полярности не может течь к закрытому тиристору, что не может повредить зарядное устройство. В таком состоянии светодиод D7 просто не включается. Чтобы зарядное устройство нормально работало, к выходным клеммам необходимо подключить источник (аккумулятор) с напряжением не менее 1,5В.
Зарядное устройство собрано на односторонней печатной плате, которая приведена на рисунке, а расположение компонентов также представлено.
Можно привести не большие рекомендации по печатным проводникам платы я в таких случаях просто лудил, чтобы увеличить их пропускную способность по току.
Далее транзистор Т2 по возможности желательно установить на небольшой радиатор, особенно при использовании тиристора с управляющим током более 15 мА. Ну и добавлю тиристор TY1 устанавливаем так же, но больший радиатор. Можно использовать радиатор с воздушным охлаждением. Всем спасибо. К написанию статьи побудили некоторые комментарии к статье опубликованная ранее, где была представлена схема для некоторых оказалась очень сложной.